Нередко у землепользователей возникает вопрос о возможности снятия с государственного кадастрового учёта земельного участка.
Ответ один: земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учёта только в случаях, установленных Законом о регистрации, а именно:
- если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности РФ, права собственности субъекта РФ, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления. Орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
- изъятие для государственных или муниципальных нужд.
- земельные участки, учтенные до первого марта 2008 года, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
- в течение срока действия временного характера (но не позднее первого марта 2022 года) внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке.
- на основании решения суда.
Обратиться в органы Росреестра с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка вправе собственник данного объекта недвижимости или его представитель по доверенности, оформленной в установленном порядке, арендатор при наличии соответствующего ходатайства от собственника.
С.В. Иванова,
заместитель начальника отдела
обработки документов и обеспечения учетных действий
Иркутского филиала Кадастровой палаты
Обладателям недвижимости в России следует приготовиться к новым правилам строительства или реконструкции жилых домов.
Четвертого августа 2018 года вступил в силу федеральный закон, который вводит уведомительный порядок в строительстве и реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
Теперь разрешение на строительство в отношении индивидуального жилого и садового дома больше не требуется. Собственник просто уведомляет уполномоченные органы власти, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство о своих планах на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (садового дома), а затем и об окончании строительства этого объекта.
Кадастровая палата по Иркутской области информирует, что обязанность уведомить органы власти о начале строительства легла теперь и на собственников садовых домов. После 1 марта 2019 года осуществить постановку на государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на садовый дом, минуя данную процедуру, будет невозможно.
До указанной даты допускается старый порядок оформления права на садовые дома.
Сделать это можно несколькими способами - обратиться лично, через МФЦ, через портал госуслуг или оправить по почте заказным письмом с уведомлением.
В уведомлении должны быть указаны ФИО и адрес застройщика, кадастровый номер, адрес или описание земельного участка, сведения о правах на участок и его разрешенное использование, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.
Кроме того, необходимо указать, что будущий дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Закон определил и предельные размеры для садовых домиков - не выше 20 метров и не больше трех этажей.
После того, как дачник сообщил о начале строительства, он должен дождаться ответного уведомления.
В течение семи дней уполномоченный орган проводит проверку указанных в уведомлении сведений на предмет соответствия установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке. Если все в порядке, можно начинать стройку. Уведомление действует в течение 10 лет.
Кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный садовый дом осуществляются по заявлению уполномоченного органа.
Для этого не позднее месяца со дня окончания строительства необходимо снова направить в указанный орган уведомление об окончании строительства с приложением технического плана садового дома и квитанции об уплате госпошлины за регистрацию права собственности.
В случае, если уполномоченный орган не направит в Росреестр соответствующее заявление в установленный срок, то гражданин это может сделать самостоятельно.
Е.П.Полехина,
заместитель начальника юридического отдела
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
Зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются с целью сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде. Зоны охраны объекта культурного наследия подразделяются на охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. На территории, сопряженной с объектом культурного наследия, может быть установлена одна или несколько зон охраны.
Охранная зона - территория, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и реставрацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Кадастровой палатой по Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о зонах охраны объекта культурного наследия. По земельным участкам, расположенным в границе данных зон, в реестр недвижимости вносятся сведения о режимах их использования. По состоянию на первое сентября 2018 года в Едином реестре недвижимости содержатся сведения о 150 территориях объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области.
Ознакомиться с перечнем ограничений, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственники земельных участков могут в любой информационно-правовой системе.
Е.Е. Андреева,
ведущий инженер отдела инфраструктуры пространственных данных
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
В современном мире все актуальнее становится проблема защиты различных сведений, в том числе и электронной подписи.
Для ее сохранности владельцы используют различные способы. Вот наиболее распространенные из них.
Способ 1. Локальное хранение
Весьма распространенный способ хранения — локальный. В этом случае электронный автограф размещается на компьютере, например, в реестре.
Минусы локального способа:
• отсутствует мобильность ключа;
• нет возможности постоянно контролировать ключ его обладателем.
Способ 2. Хранение в облаке
Такой способ подразумевает хранение ключа на удаленном защищенном сервисе.
Чтобы им воспользоваться, необходимо пройти жесткую многоступенчатую аутентификации, которая во много раз повышает безопасность этого хранилища.
Способ 3. Хранение на токенах
И, наконец, способ третий — токены.
Токен — устройство, способное формировать ключевую пару и ЭП. Основное назначения этого приспособления — хранение электронных ключей.
Доверив свою электронную цифровую подпись токену, вы надежно защите ее от злоумышленников.
Чтобы им воспользоваться, необходимо ввести ПИН-код. Подобрать его практически невозможно. Кроме того, после 3-х неудачных попыток токен заблокируется.
Преимущества хранения ЭП на токене:
• высоконадежный способ хранения;
• доступ по ПИН-коду;
• ПИН-код не передается по сети, а значит, его невозможно перехватить;
• длительный срок использования (5-20 лет);
• не требует проводки, блока питания, спецсчитывателей.
М.О.Камзалов, инженер 2 категории
отдела информационных технологий
Филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
Федеральным законом N 340-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был урегулирован порядок сноса объектов капитального строительства.
Теперь для сноса неугодного объекта недвижимости необходимо пройти ряд процедур, а именно:
1) Первым делом надо обратиться в организацию осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения для получения условий об отключении здания от сетей инженерно-технического обеспечения.
2) Необходимо получить разрешение на вывод здания из эксплуатации (если требуется).
3) Обратиться в организацию архитектурно-строительного проектирования для подготовки проекта организации по сносу объекта.
4) Подать уведомление о планируемом сносе здания в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта.
Орган местного самоуправления, в свою очередь, в течение семи дней проводит проверку представленных документов и обеспечивает размещение этих уведомлений и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган строительного надзора.
5) Заключить договор подряда с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на выполнение работ по осуществлению сноса объекта недвижимости. Для сноса индивидуальных жилых, садовых домов, а также при заключении договоров по сносу объектов, размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей, могут быть привлечены лица, не являющиеся членами саморегулируемых организаций.
6) После этого необходимо в течение семи дней подать уведомление о завершении сноса в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором располагался объект.
Орган власти в течение семи рабочих дней со дня поступления такого уведомления обеспечивает его размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган строительного надзора.
Проект организации работ по сносу объекта не требуется, если требуется снести гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, жилой дом на садовом земельном участке, садовый дом, хозяйственные постройки, объекты индивидуального жилищного строительства, строения и сооружения вспомогательного использования, а также, если объекты сносят для строительства нового или его реконструкции, так как такие сведения будут учитываться в проекте на строительство, реконструкцию.
Еще одно новшество касается самовольных построек, их могут снести в принудительном порядке.
Надзирающий орган, обнаруживший самовольную постройку, направляет в орган местного самоуправления уведомление о ее выявлении и подтверждающие документы, который в течение двадцати рабочих дней принимает одно из решений: о сносе самовольной постройки; о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с требованиями; обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие; направить в орган, от которого поступило уведомление о выявлении самовольной постройки, уведомление об отсутствии признаков самовольной постройки.
Решение о сносе самовольной постройки в течение семи дней направляется лицу, осуществившему данную постройку.
Если требования о сносе постройки гражданами не выполнены, орган местного самоуправления в течение шести месяцев может требовать изъятия земельного участка и продажи его на торгах в судебном порядке. Если не удалось продать, либо если земельный участок неделим и помимо самоволки на нем имеются законные объекты, то снос самовольно построенного объекта производится счет застройщика или правообладателя земельного участка.
Также подлежит сносу или приведению в соответствие объект, расположенный в границах зоны с особыми условиями использования территории, в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения такого объекта и иное не предусмотрено федеральным законом.
Е.А. Середкина, юрисконсульт I категории
юридического отдела филиала Кадастровой палаты
по Иркутской области
Каждый работодатель должен помнить о том, что проведение специальной оценки условий труда рабочих мест – это его обязанность, закрепленная на законодательном уровне в Трудовом кодексе РФ. За ее неисполнение, либо исполнение неподобающим образом он может быть привлечен к ответственности
Общая информация
Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) была введена в действие Федеральным законом с 01.01.14 г., заменив предшествующую ей аттестацию рабочих мест. Она является обязательным мероприятием, проводимым работодателем совместно с привлекаемой специализированной организацией.
Нарушение трудового законодательства влечет наступление ответственности, которая может выражаться не только в наложении штрафов, ставших в последнее время весьма крупными, но и в определенных последствиях уголовно-правового характера.
В чем заключается суть СОУТ?
Суть организации проведения специальной оценки условий труда заключается в следующем. Независимая специализированная компания проводит детальный анализ состояния условий, в которых работники трудятся, причем работает она по приглашению работодателя. Рабочие места в организации, на которых планируется проведение проверки, определяются заранее. Главная цель процесса – это выявление факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, далее проводится оценка уровня их влияния на работника. Под ними следует понимать такую совокупность факторов, которые, оказывая влияние на человека, могут привести к получению травмы или развитию заболевания.
Имея на руках результаты СОУТ, специалисты компании, занимающейся ее проведением, устанавливают подклассы (классы) условий на тех местах, которые были обследованы. Утвержденная законодателем методика проведения специальной оценки условий труда различает в зависимости от степени выраженности вредного и/или опасного влияния четыре класса: опасный, вредный, допустимый и оптимальный. Отнесение к той или иной категории сказывается на размере страховых взносов, которые перечисляет в ПФР работодатель. Кроме того, деление условий труда на классы, степени напрямую влияет на уровень предоставляемых сотрудникам, занятым на опасном и/или вредном производстве, компенсаций и гарантий (сокращенное время работы, дополнительный отпуск и денежные выплаты).
Рабочие места, подлежащие СОУТ
В ТК РФ (ст. 209, ч. 6) законодатель устанавливает, что рабочим следует считать то место, на котором сотрудник обязан находиться, либо куда необходимо ему прибыть в связи с характером работы, и над которым косвенным или прямым образом осуществляется контроль со стороны работодателя. На первый взгляд все довольно просто. Однако методика проведения СОУТ имеет некоторые особенности. Так, СОУТ проводится на всех существующих у работодателя рабочих местах, за исключением дистанционных сотрудников, тех, что осуществляют трудовую функцию на дому. Кроме того, СОУТ не может быть проведена на рабочем месте, которое в настоящий момент является вакантным. По данному поводу были даны разъяснения Минтруда России. Список подлежащих СОУТ мест работы, в т. ч. и аналогичных, в организации составляется, а затем утверждается специально созданной комиссией работодателя.
Иркутский филиал Кадастровой палаты продолжает информировать жителей Приангарья по актуальным вопросам, связанным с кадастровой стоимостью объектов недвижимости и ее применением.
Уже с середины лета жители Иркутской области получают уведомления об уплате земельного налога и налога на имущество за 2017 год. В связи с тем, что в этом году первое декабря выпадает на субботу, налоги необходимо оплатить не позднее третьего декабря 2018 года.
Не всегда указанный в уведомлении размер налога устраивает граждан. Чтобы проверить правильность его расчета, нужно выяснить, в том числе, верно ли определена налоговая база.
И здесь необходимо знать, что в Иркутской области в 2018 году налоговой базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость участка на первое января 2017 года. Налоговой базой для квартиры, дома, гаража и т.п. – рассчитанная до 2013 года органами технической инвентаризации (ранее БТИ) инвентаризационная стоимость объекта, умноженная на коэффициент-дефлятор, который ежегодно устанавливается Минэкономразвития России. За 2017 год величина такого коэффициента составляет 1,425. Кадастровая стоимость для расчета налога на имущество физических лиц в нашем регионе пока не применяется, однако переход к порядку определения налоговой базы, для объектов капитального строительства исходя из кадастровой стоимости, должен состояться не позднее 2020 года.
Чтобы определить, на основании какой стоимости рассчитан налог на недвижимость, нужно обратить внимание на заполнение графы «Налоговая база» в налоговом уведомлении. Буква «И» означает, что для расчета налога применена инвентаризационная стоимость объекта. Если же в графе «Налоговая база» стоит буква «К» – значит, налог рассчитан на основании кадастровой стоимости.
Таким образом, в налоговых уведомлениях жителей Приангарья для земельных участков указывается буква «К», а для квартир, домов, гаражей, и т.п. должна быть указана буква «И».
Узнать актуальную кадастровую стоимость своего объекта недвижимости, сегодня можно просто имея под рукой интернет и зная кадастровый номер или адрес. Просмотр сведений об объекте недвижимости доступен в режиме online на Официальном сайте Росреестра по адресу: www.rosreestr.ru в разделе «Электронные услуги и сервисы/Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» или с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта». Это удобные сервисы, с помощью которых можно также увидеть сведения о характеристиках объекта, на основании которых определена его кадастровая стоимость.
Еще один способ – это получение выписки из реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Такой документ можно получить, обратившись в многофункциональный центр лично с запросом о предоставлении сведений из Единого реестра недвижимости или сформировать запрос на сайте Росреестра. Выписка о кадастровой стоимости предоставляется бесплатно.
В случаях, когда собственник недвижимости не согласен с величиной кадастровой стоимости, законодательством предусмотрена возможность оспорить завышенную кадастровую стоимость. Для этих целей при Управлении Росреестра по Иркутской области работает специально созданная комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Также обжаловать как кадастровую, так и инвентаризационную стоимость можно в судебном порядке.
Е.С. Савченко,
инженер I категории отдела определения кадастровой стоимости
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
Третьего сентября 2018 года состоялось заседание рабочей группы по внедрению в Иркутской области лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ («проектного офиса»). Встреча прошла в правительстве Иркутской области под руководством заместителя Председателя Правительства Антона Логашова. В заседании приняли участие представители Кадастровой палаты по Иркутской области - директор филиала Татьяна Токарева и заместитель директора Евгения Бутакова.
В ходе заседания были подведены предварительные итоги внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Иркутской области за первое полугодие 2018 года. Было отмечено, что в целом в Иркутской области улучшены результаты более половины показателей Национального рейтинга.
В частности одним из показателей целевой модели «Постановка на кадастровый учет» является доля населенных пунктов субъекта РФ, сведения о границах которых внесены в Единый реестр недвижимости. На первое августа 2018 года фактическое значение данного показателя в Иркутской области составило почти 34% при целевом значении на 2018 год 37%.
Также фактическое значение показателя «предельный срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» составило 14 дней при целевом значении – 17 дней.
Превышено целевое значение таких показателей, как доля количества участков границ между субъектами РФ, сведения о которых внесены в Единый реестр недвижимости – 80% (39%), доля количества земельных участков, учтенных в Едином реестре недвижимости с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства – 73 % (60%), доля заявлений о постановке на кадастровый учет поданных в электронном форме – более 87% (50%) и доля ответов на запросы органа регистрации прав, полученные в электронном виде – порядка 67% (50%).
Подводя итоги заседания Антон Логашов подчеркнул, что необходимо продолжать работу, направленную на обеспечение механизмов понятных и прозрачных для ведения бизнеса по каждому направлению Национального рейтинга и реализовать все возможное, чтобы повысить позицию в рейтинге.
В настоящее время в Иркутской области проходят процедуру утверждения новые редакции «дорожных карт» по внедрению целевых моделей улучшения условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности нашего региона.
Шкварина М.А.
инженер II категории отдела контроля и анализа деятельности
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
Недвижимое имущество является одним из наиболее значимых объектов гражданских прав, как с позиции экономики, общества, так и государства.
Сведения обо всех объектах недвижимости должны содержаться в ЕГРН. Это важно для исключения бесхозяйного содержания соответствующего имущества, правильного формирования налоговой базы, для того чтобы уменьшить количество имущественных споров.
Однако, в силу различных причин объекты недвижимого имущества (здания, строения, дома, дороги и т.п.) могут стать заброшенными, не иметь хозяев. Со временем они приходят в негодность, и могут представлять опасность для окружающих. Кроме того, за такие объекты некому платить налог. Органы местного самоуправления не имеют на них никаких прав, следовательно, не могут ими распоряжаться: их нельзя реконструировать, нельзя использовать по какому-либо назначению, нельзя снести.
Действующим законодательством предусмотрен механизм выявления и учета бесхозяйного недвижимого имущества.
Бесхозяйными объектами считаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственника, собственники которых неизвестны, а также объекты, собственники которых отказались от права собственности на эти объекты.
Законодателем учет бесхозяйных вещей включен в перечень сведений, вносимых в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые объекты
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие его на учет в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет. Необходимым документом для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в форме электронного документа кадастровым инженером и заверенный его электронной подписью.
Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности.
Сотрудники ФГБУ «ФКП Росреестра» на возмездной основе помогут в оформлении документации необходимой для внесения в ЕГРН сведений о бесхозяйных объектах недвижимого имущества.
Е.В.Киб
Ведущий юрисконсульт планового отдела
Кадастровой палаты по Иркутской области
Кадастровая палата напоминает, что в России меняется порядок строительства садовых домиков. Для того, чтобы построить жилой дом на садовом участке, владельцу перед началом строительства дома нужно будет уведомить об этом муниципалитет. Соответствующие изменения внесены в Градостроительный кодекс РФ.
Что это за уведомление?
Это документ, в котором собственник извещает органы местного самоуправления о начале строительства дома и указывает его конкретные характеристики. Подавать такое уведомление нужно для того, чтобы на участках их владельцы возводили только разрешенные законом объекты.
Что должно быть указано в уведомлении?
Согласно п. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уведомление должно содержать ФИО дачника, его паспортные и контактные данные, сведения о земельном участке, на котором расположен садовый дом, в том числе, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.
Что необходимо приложить к уведомлению?
При подаче уведомления о планируемом строительстве прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, доверенность, если уведомление подает доверенное лицо, в отдельных случаях - описание внешнего вида дома.
Как можно подавать уведомление?
Уведомление можно подать на бумажном носителе при личном обращении в орган местного самоуправления, почтовым отправлением с уведомлением о вручении, через многофункциональный центр или в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Что делать после подачи уведомления?
После поступления уведомления уполномоченные органы в течение семи рабочих дней проверяют, соответствуют ли параметры садового дома разрешенным нормам. Если поступит отказ, то необходимо будет исправить указанные замечания. Если местные власти разрешат строительство, то у дачника будет 10 лет, чтобы реализовать задуманное.
Что делать после окончания строительства?
После завершения строительства нужно подать уведомление об окончании строительства и приложить к нему технический план садового дома. Администрация в течение семи рабочих дней проведет проверку и выдаст уведомление о соответствии или несоответствии построенного дома требованиям законодательства.
Касатонова И.С.,
ведущий инженер отдела обеспечения ведения ЕГРН
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области