С вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 15.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в системе Российского законодательства появилось понятие «реестр границ».
Главной целью ведения реестра границ является выделение в отдельную базу сведений о границах административно-территориальных образований, границах зон и территорий, имеющих культурное, природоохранное и иное значение для государства и общества.
В реестр границ вносятся сведения:
о прохождении Государственной границы Российской Федерации,
об административно-территориальном делении,
о зонах с особыми условиями использования территорий,
о территориальных зонах,
о территориях объектов культурного наследия,
о территориях опережающего социально-экономического развития,
о зонах территориального развития в Российской Федерации,
об игорных зонах,
о лесничествах и лесопарках,
об особо охраняемых природных территориях,
об особых экономических зонах, охотничьих угодьях,
о проекте межевания территории,
о береговых линиях (границах водных объектов),
о публичном сервитуте.
Для каждой зоны или территории вносится информация, позволяющая идентифицировать зону или территорию по видам, типам и иным индивидуальным признакам, описание местоположение границ. Информация об органах власти, чьим решением были созданы зона или территория, а также информация об ограничениях в использовании объектов недвижимости в пределах таких зон и территорий.
Сведения об объектах административно-территориального деления содержат описание границ субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов, а также информацию о правовых актах, которыми были утверждены указанные границы.
Сведения, содержащиеся в реестре границ, являются общедоступными и отображаются на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).
Е.Е. Андреева,
ведущий инженер отдела инфраструктуры пространственных данных
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
При обращении в Росреестр за государственной услугой по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав возможна ситуация, когда документы могут быть возвращены без рассмотрения. Почему так происходит?
Перечень оснований для возврата документов без рассмотрения установлен Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Первое основание касается документов, поданных в электронном виде. Электронные документы или электронные образы документов должны соответствовать установленному формату. Например, требованиями к межевому или техническому плану, акту обследования установлено, что они должны быть подготовлены в виде файлов в формате XML-документов. В случае если межевой или технический план, акт обследования будут сданы в виде электронных образов документов в формате PDF, это будет являться основанием для возврата заявления без рассмотрения.
Следующее основание относится к документам, представленным в бумажном виде. В случае обращения с заявлением и документами на бумажном носителе, которые имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание – такие документы также будут возвращены без рассмотрения.
Третье основание для возврата документов возникает при отсутствии информации об уплате государственной пошлины. Для осуществления государственной регистрации прав необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой установлен статьей 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации. Если информация об уплате государственной пошлины по истечении пяти дней с даты подачи заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, такое заявление и документы будут возвращены без рассмотрения.
Документы также могут вернуть без рассмотрения, если в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию представлено иным лицом. А такая отметка может быть внесена только по заявлению собственника недвижимости.
Обращаем внимание, что при подаче заявления о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав такое заявление должно быть обязательно подписано. Если оно не подписано заявителем, то это так же является основанием для возврата без рассмотрения.
Во всех случаях документы, не прошедшие правовую экспертизу, возвращаются заявителю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в Росреестр, а по основанию, связанному с неуплатой госпошлины - по истечении восьми рабочих дней с даты подачи заявления.
В случае возврата заявления и документов на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию прав без рассмотрения, заявителю необходимо устранить замечания и повторно обратиться за получением данной услуги.
А.В. Антонова,
заместитель начальника отдела
обработки документов и обеспечения учетных действий
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
Информируем вас, что данные лабораторных исследований питьевой воды, выполненные в рамках ведения государственной системы социально-гигиенического мониторинга аккредитованной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 08.10.2018 г. в мониторинговых точках «Иркутский район, д. Бургаз, ул. Центральная, 94 А, водонапорная башня»; «Иркутский район, д. Ревякина, ул. Байкальская, 41, водонапорная башня» (дата отбора 02.10.2018) свидетельствуют о превышении гигиенических нормативов по показателям «глюкозоположительные колиформные бактерии», «общие колиформные бактерии, «термотолерантные колиформные бактерии», «железо», «марганец».
В соответствии с критериями оценки качества питьевой воды вода в мониторинговых точках «Иркутский район, д. Бургаз, ул. Центральная, 94А, водонапорная башня», «Иркутский район, д. Ревякина, ул. Байкальская, 41, водонапорная башня» является недоброкачественной.
Кадастровая палата по Иркутской области сообщает о том, что пятого октября 2018 года вступил в силу приказ Минэкономразвития РФ № 344, который внес изменения в порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Изменения затронули бланки запросов о предоставлении сведений из реестра. В форме запроса о предоставлении сведений при описании объекта недвижимости появилась возможность указать не только адрес, но и его площадь. Это позволит быстро и безошибочно идентифицировать объект недвижимости, если кадастровый (учетный) номер вам неизвестен.
При подаче в многофункциональный центр «Мои документы» запроса сведений из реестра недвижимости вам выдадут документ с подписью сотрудника и печатью многофункционального центра. Такой документ подтверждает содержание электронных документов, направленных в этот центр органом регистрации прав, и является равнозначным выписке из реестра недвижимости, подготовленной самим Росреестром. Стоимость услуги при этом не изменится.
Выписка из реестра недвижимости теперь будет содержать не только дату, но и время государственной регистрации права.
При регистрации права общей совместной собственности или при регистрации доли в праве общей долевой собственности, поступающей в совместную собственность супругов, в выписке из реестра будут указаны сведения обо всех участниках общей собственности.
Если в реестре зарегистрирована сделка, ограничивающая право, в выписку вносятся сведения о такой сделке с указанием ее вида (например, договор аренды), даты и номера государственной регистрации.
Приказом также установлено, что заявление о возврате платежа за предоставление сведений реестра может быть подано в течение трех лет со дня внесения платы. При отсутствии в заявлении необходимых сведений или непредставлении необходимых документов такое заявление считается
неполученным и не рассматривается. В этом случае не позднее пяти рабочих дней со дня подачи заявления заявителю направляется уведомление с перечнем требований, в соответствии с которыми должно быть представлено такое заявление.
По информации Кадастровой палаты по Иркутской области
В ноябре 2018 года в Кадастровой палате по Иркутской области планируется проведение семинара для кадастровых инженеров, участников профессионального рынка недвижимости и других заинтересованных лиц. В семинаре может принять участие любой желающий.
Тема для обсуждения на семинаре: «Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия». Необходимо отметить, что также могут рассматриваться темы, предложенные участниками семинара.
В процессе мероприятия можно будет задать вопросы и услышать ответы на проблемы, с которыми сталкиваются кадастровые инженеры при подготовке документации.
Специалисты филиала проанализируют вопросы и вместе с участниками рассмотрят варианты решения проблемы и их способы применения на практике.
Основной целью проведения данного мероприятия является ознакомление кадастровых инженеров и других заинтересованных лиц с основными изменениями в отраслевом законодательстве.
Семинары проводятся по адресу г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30. Записаться на семинар и задать интересующие Вас вопросы можно по телефону 8(3952)28-97-77.
Ю.С. Шатских,
ведущий экономист планового отдела
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
У каждого заинтересованного лица есть право оспорить кадастровую стоимость в суде или в специальных комиссиях по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости, созданных при каждом Управлении Росреестра по субъектам Российской Федерации (комиссии).
В состав комиссий входят по одному представителю от Управления Росреестра по субъекту Российской Федерации, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по этому региону, органа власти субъекта Российской Федерации, профессионального сообщества оценщиков.
В Приангарье комиссия вот уже более пяти лет работает при Управлении Росреестра по Иркутской области и располагается по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая ,70, кабинет 112. За это время рассмотрено около 4.5 тыс. обращений, приняты решения о пересмотре кадастровой стоимости более чем 3 тыс. объектов недвижимости. Преимущественно оспаривается кадастровая стоимость земельных участков в населенных пунктах и на землях промышленности. Основная причина – это высокий уровень земельного налога и арендной платы, которые рассчитываются на основе кадастровой стоимости.
На заседании комиссии могут присутствовать сам заявитель или его законный представитель, оценщик, подготовивший отчет об оценке, представители органов местного самоуправления, на территории которых расположен объект недвижимости.
Оспаривание кадастровой стоимости возможно по двум основаниям: первый – недостоверность сведений, использованных при проведении кадастровой оценки, второй – установление рыночной стоимости объекта недвижимости. В первом случае необходимо документально подтвердить недостоверность сведений. Например, у вас имеются документы, доказывающие, что сведения о площади или разрешенном использовании объекта отличаются от использованных при проведении кадастровой оценки. Однако чаще всего в комиссию обращаются в связи с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости. В данном случае вместе с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (заявление) предоставляется Отчет о рыночной стоимости в бумажном и электронном виде, который подготавливает независимый оценщик, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о кадастровой стоимости вашего объекта (предоставляет Кадастровая палата), заверенная у нотариуса копия правоустанавливающего документа. При этом с точки зрения закона необходимо, чтобы величина оспариваемой кадастровой стоимости затрагивала права и обязанности гражданина либо юридического лица. Заявление может быть подано в комиссию в период с даты внесения в ЕРГН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости до внесения в реестр результатов следующей государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемой стоимости. Например, в Иркутской области для земель населенных пунктов это не позднее июля 2019 года.
Комиссия принимает решение в течение одного месяца с даты поступления заявления. Следует отметить, что кадастровая стоимость, установленная в размере её рыночной стоимости, применяется для предусмотренных законодательством целей с первого января года обращения, независимо о того в какой месяц или день года заявитель обратился в комиссию. Кроме того согласно Налоговому кодексу РФ, с целью определения налоговой базы, кадастровая стоимость установленная в размере рыночной стоимости, учитывается с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
Для юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления досудебное урегулирование споров о кадастровой оценке является обязательным. Перед подачей иска в суд они сначала должны обратиться в комиссию. Физические лица могут выбирать – обращаться сразу в суд или сначала в комиссию.
Г. Л. Санду,
начальник отдела определения кадастровой стоимости
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
В среду 10 октября в филиале Кадастровой палаты по Иркутской области прошла «горячая линия» по вопросам кадастровой стоимости объектов недвижимости. На интересующие вопросы отвечала заместитель начальника отдела определения кадастровой стоимости филиала Инна Захарова.
За время проведения «горячей линии» звонки поступали от жителей Усольского, Братского и Иркутского районов.
Большинство вопросов касались размера налогов на земельные участки и квартиры. Это и не удивительно, ведь период уплаты налогов в самом разгаре.
Инна Владимировна обращала внимание звонивших на то, что стоимость квартир, указанная в налоговых уведомлениях, является инвентаризационной, расчет которой до первого января 2013 года проводили органы технической инвентаризации. На территории Иркутской области в настоящее время кадастровая стоимость для расчета налога на имущество физических лиц не применяется.
В ходе проведения «горячей линии» так же поступали вопросы о кадастровой стоимости земли, о том, что можно сделать, если стоимость завышена и как можно узнать кадастровую стоимость своего объекта недвижимости.
Первой дозвонившейся была жительница города Усолья - Сибирского. Вопрос касался повышения кадастровой стоимости, принадлежащего ей дачного участка. Не все знают, но кадастровая стоимость это не постоянная величина. В соответствии с Российским законодательством, государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. В связи с чем и меняется кадастровая стоимость объектов недвижимости, - пояснила Инна Захарова.
Не смотря на то, что информация о кадастровой стоимости объектов недвижимости размещена на официальном сайте Росреестра и находится в открытом доступе, позвонивших узнать кадастровую стоимость своего объекта недвижимости, было не мало.
По информации Кадастровой палаты по Иркутской области
В соответствии с новшествами, введенными Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон о садоводствах), который принят на замену старому федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", у граждан, постоянно проживающих на территории садоводства, с 1 января 2019 года появится возможность признать садовый дом жилым домом.
В настоящее время Правительством РФ разработан проект изменений в соответствующий нормативный документ, которым будет регламентироваться порядок признания садового дома жилым, жилого дома - садовым.
Планируется, что на основании заявления собственника в уполномоченную комиссию по месту нахождения жилого (садового) дома такой комиссией будет проводиться оценка соответствия жилого (садового) дома предъявляемым требованиями.
Так, жилой дом должен соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил, предназначенных для проектирования и строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Садовый дом должен соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил, предназначенных для проектирования и строительства зданий и сооружений пониженного уровня ответственности.
По результатам работы комиссия будет принимать одно из следующих решений:
- о соответствии садового дома требованиям, предъявляемым к жилому дому, и его пригодности для постоянного проживания;
- о несоответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому дому, и его непригодности для постоянного проживания;
- об отсутствии оснований для признания жилого дома садовым домом;
- об отсутствии оснований для признания садового дома жилым домом.
Комиссия в 5-дневный срок со дня принятия такого решения будет направлять в письменной или электронной форме по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого дома садовым домом - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого дома.
Несколько слов о строительстве новых индивидуальных жилых домов на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Согласно статье 23 Закона о садоводствах, предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
То есть, жилой (садовый) дом должен быть: отдельно стоящим зданием с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, состоящим из комнат и помещений вспомогательного использования, и не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Н.Г. Огнева, ведущий юрисконсульт
юридического отдела филиала
Кадастровой палаты по Иркутской области
По какой причине налог на имущество физических лиц за 2017 год вырос в регионах, которые не перешли на применение кадастровой стоимости недвижимости?
Разъяснения:
Согласно ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации, в субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России и на 2016 год составляет 1,329, а на 2017 год – 1,481.
Кроме того, рост налога может обуславливаться изменением налоговых ставок или отменой налоговых льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объекта налогообложения. С информацией о соответствующих налоговых ставках и налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/).
По почте до сих пор не пришло налоговое уведомление за 2017 год, какие действия необходимо выполнить в связи с этим?
Разъяснения:
Необходимо понимать, что за налоговый период 2017 года налоговые уведомления не направлялись владельцам налогооблагаемого имущества в следующих случаях:
1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;
2) если общая сумма налоговых обязательств, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением расчета налога за 2015 год;
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и не направил уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.
В иных случаях при неполучении до ноября т.г. налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством в 2017 году, налогоплательщику необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или месту нахождения объектов недвижимости либо направить информацию через личный кабинет налогоплательщика или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@, размещенной на интернет-сайте ФНС России).
Четвертого октября 2018 года в здании Правительства Иркутской области состоялось заседание подкомиссии по повышению качества государственных и муниципальных услуг под председательством заместителя Председателя Правительства Иркутской области Антона Логашова. В заседании приняли участие заместитель директора Иркутского филиала Кадастровой палаты Евгения Бутакова, начальник отдела информационных технологий Олег Сыров, заместитель начальника отдела обработки документов и обеспечения учетных действий Анна Антонова и ведущий инженер отдела обеспечения ведения ЕГРН Марина Распутина.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы взаимодействия с информационной системой о государственных и муниципальных платежах на территории Иркутской области, о реализации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах РФ», об утверждении схемы размещения многофункциональных центров и их результативности.
Одним из рассматриваемых вопросов был вопрос эффективности работы межведомственного электронного взаимодействия. Представителями филиала подкомиссии была представлена информация о значениях показателей по работе системы межведомственного электронного взаимодействия органа регистрации прав и органов местного самоуправления Иркутской области. На первое сентября 2018 года доля поступивших в электронной форме запросов о предоставлении сведений из Единого реестра недвижимости от общего количества поступивших запросов составила более 80%.
Для достижения целевых показателей по межведомственному электронному взаимодействию посредством СМЭВ, утвержденных «дорожными картами» в ходе оказания государственных услуг по кадастровому учету и регистрации прав, а также по предоставлению сведений, содержащихся в Едином реестре недвижимости, филиалом было рекомендовано органам местного самоуправления Иркутской области взаимодействовать с органом регистрации прав исключительно в электронном виде, не прибегая к услугам многофункциональных центров.
Распутина М.Н,
ведущий инженер отдела обеспечения ведения ЕГРН
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области