Прокуратура Иркутского района разъясняет

Коррупционное преступление — это общественно опасное деяние, при котором должностное лицо или другое уполномоченное лицо использует свое служебное положение для личной выгоды или выгоды других лиц, нарушая законные интересы государства и общества.

Одной из мер уголовно-правового характера в борьбе с коррупционными преступлениями является принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступлений, то есть его конфискация.

В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества подсудимого: денег, ценностей и иного имущества, а также доходов, полученных от использования такого имущества, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

Имеют место факты, когда лица, совершившие преступления, во избежание уголовного преследования и конфискации имущества оформляют его на членов своей семьи или иных доверенных лиц. В таких случаях применяются положения части 3 статьи 104.1 УК РФ, которой предусмотрена конфискация имущества, переданного осужденным другому лицу (организации), если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» по делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности на основании примечаний к статьям 291 (дача взятки), 291.2 (мелкое взяточничество), 204 (коммерческий подкуп) и 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп).

Вместе с тем деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.

В связи с продолжающейся специальной военной операцией актуальными остаются вопросы признания безвестно отсутствующими либо объявления умершими ее участников в целях обеспечения прав членов их семей на получение мер социальной поддержки, страховых выплат.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, либо объявлен умершим - если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.

Кроме того, законом установлено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Между тем, Федеральным законом от 14.04.2023 № 120-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», данными изменениями сокращены сроки, в которые участники специальной военной операции могут быть признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими:

  • участник специальной военной операции может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение шести месяцев в месте жительства нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом;
  • если участник специальной военной операции был признан судом безвестно отсутствующим и с момента вступления в законную силу решения суда прошло три месяца, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим;
  • участник специальной военной операции может быть объявлен умершим, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и в течение шести месяцев с момента возникновения таких обстоятельств в месте жительства этого гражданина нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом.

Внесенные в закон изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

В целях подтверждения факта отсутствия гражданина либо пропажи его без вести заинтересованные лица могут представить в суд документы, представленные военным комиссариатом, войсковой частью (извещения, выписки из приказов, справки об обстоятельствах исчезновения).

Основы государственного регулирования отношений, связанных с особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 275-ФЗ лица, виновные в нарушении норм в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

С 1 марта 2025 года уточнена административная ответственность за нарушения по государственному оборонному заказу. Внесенными изменениями все составы административных правонарушений объединены в новую ст. 7.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, данной статьей предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:

Нарушение порядка определения начальной максимальной цены контракта при размещении государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 7.30.3 КоАП РФ);

  • Нарушение установленных правительством Российской Федерации сроков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственного оборонному заказу (ч. 4 ст. 7.30.3 КоАП);
  • Нарушение должностным лицом государственного заказчика условий контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев по ч. 8 ст. 7.30.2 КоАП (ч. 5 ст. 7.30.3 КоАП);
  • Нарушение должностным лицом головного исполнителя (исполнителя) поставок продукции по государственному оборонному заказу условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (ч. 6 ст. 7.30.3 КоАП);
  • Нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и (или) порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу (ч. 7 ст. 7.30.3 КоАП).

Правом рассмотрения дел по указанным составам административных правонарушений наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Таким образом, российское законодательство формирует комплексный многоуровневый механизм правового принуждения, направленный на обеспечение законности и дисциплины при исполнении государственного оборонного заказа.

Что нужно знать родителям и детям.

Согласно статистическим данным МВД России в настоящее время молодые люди (младше 18 лет) все чаще становятся жертвами мошенников: пользуясь неопытностью и доверчивостью детей и подростков, злоумышленники крадут деньги с их карты или со четов родителей. Поэтому важно объяснить молодым людям о подобных случаях и угрозах в реальной жизни, Интернете, социальных сетях и мессенджерах.

Опасность кибермошенничества.

Игры пользуются большой популярностью среди детей и подростков и становится чуть ли не основным времяпрепровождением, но стоит помнить, что в некоторых играх используются внутри игровые покупки и обмен предметами, которые могут стать объектом внимания мошенников. Часто встречаются попытки получить доступ к игровым аккаунтам через фишинговые сайты или обманные сообщения. Детей могут уговорить сообщить данные карты или логины и пароли от аккаунтов или банковских приложений. В игровых сообществах могут появляться лица, вовлекающие несовершеннолетних в противозаконные действия: от распространения незаконного контента до участия в отмывании денег. Некоторые игры включают в себя текстовые и голосовые чаты, где может распространяться противоправный и деструктивный контент.

Как помочь ребенку безопасно играть и потреблять контент в Интернете?

1) Будьте информированными и создайте доверительные отношения с ребенком: интересуйтесь игровой индустрией и любимыми играми вашего ребенка, изучайте отзывы на игры, обсуждайте сюжет и игровые достижения. Ребенок не будет скрывать от вас факты и сам сообщить в случае поступления сомнительных сообщений.

2) Отдавайте предпочтение однопользовательским проектам от крупных студий, так как они практически полностью гарантируют безопасный игровой опыт.

3) Используйте родительский контроль: многие платформы имеют инструменты для ограничения времени игры и контроля общения. Также обязательно учитывайте возрастные ограничения на некоторые игры.

4) Обучайте цифровой грамотности: объясните, что такое безопасные пароли, фишинг и как реагировать на подозрительные сообщения. Не
забудьте обсудить и объяснить спокойно и понятно, что даже в игре нельзя передавать личные данные, пароли и платежные реквизиты.

5) Исключите любую «привязку» платежных систем к игровым аккаунтам.

6) Ограничьте доступ детей к вашим платежным средствам.

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает ряд доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. К указанным видам доходов в первую очередь относятся социальные выплаты и иные поступления лицу, связанные с его личностью.

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) статьей 101 устанавливает, что взыскание не может быть обращено на 19 видов доходов, среди которых указаны:

- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде;

- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- иные виды доходов. Ознакомиться с полным перечнем доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству можно в тексте статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ.

Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2419-О, статья 101 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и не предполагает их произвольного применения судами и судебными приставами-исполнителями.

При поступлении денежных средств на счет лица, банк присваивает специальный код указанным денежным средствам, в зависимости от источника их поступления (например, для зарплаты и для пенсии коды будут разными). После получения банком или иной кредитной организацией постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке или иной кредитной организации, банк или иная кредитная организация руководствуются указанными кодами при удержании денежных средств.

Таким образом, следует учесть, что при совершении операций с денежными средствами, находящимися на счету в банке или иной кредитной организации, код указанных средств будет меняться, как следствие при объединении на одном счете средств, подлежащих взысканию и не подлежащих взысканию приведет к объединению кодов. Следовательно, целесообразнее иметь отдельный счет, используемый специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ выплат.

Кроме того, следует иметь в виду, что оспорить арест банковского счета на основании указанной нормы можно только в том случае, если счет был открыт специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне выплат. Если помимо них на счет приходят другие средства, арест будет признан законным.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости