С 01.01.2025 на территории Иркутской области действуют дифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленные приказом службы по тарифам области от 30.11.2024 № 79-345-спр.
Приказом службы установлены 3 диапазона объемов потребления электрической энергии: первый диапазон 3900 кВт/ч, второй диапазон от 3901 до 6000 кВт/ч, третий – свыше 6000 кВт/ч.
Для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электроотопительными установками применяется повышающий (сезонный) коэффициент 1,8 на период январь – апрель 2025 года. Это значит первый диапазон стал равен 7020 кВт/ч, второй диапазон от 7021 до 10800 кВт/ч, третий – свыше 10800 кВт/ч.
Без ограничения пороговым значением электроэнергия поставляется многодетным семьям и на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Дополнительно с 01.01.2025 в области введен понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электроэнергию для домов с электроотоплением, расположенных в городах региона.
Информацию об оборудовании жилого помещения электроотопительными установками необходимо направлять в адрес организации, с которой потребителем заключен договор энергоснабжения.
Приказами службы по тарифам Иркутской области на территории области гарантирующими поставщиками электрической энергии являются ООО «Иркутская энергосбытовая компания», АО «Витимэнергобыт», ООО «Русэнергосбыт».
В соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, оборудование дома электроотопительной установкой подтверждается техническим паспортом жилого помещения.
Вместе с тем, в случае невозможности изготовления технического паспорта, или отсутствия в техническом паспорте сведений об электроотопительных установках, сбытовой компанией может быть принята «информация о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению» в соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно подпункта «е» пункта 31, подпункта «д» пункта 31(1), пункта 37 Правил № 354, пункта 2 статьи 155 ЖК РФ расчет платы за коммунальные услуги производится за период с 26 числа прошлого месяца по 25 число текущего месяца, а платежные документы формируются и направляются потребителям до 1 числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, указанные сведения необходимо представить в сбытовую организацию заблаговременно.
В соответствии с п. 31 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Форму и порядок направления документов и информации потребитель может уточнить на официальном сайте гарантирующего поставщика (для территории Иркутского района – ООО «Иркутскэнергосбыт») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях недопущения нарушения требований миграционного законодательства, в частности недопущения фактов фиктивной регистрации и постановки на учет граждан, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» разъяснены содержание действий, образующих признаки преступлений в сфере миграционного законодательства и особенности их квалификации.
Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в РФ на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
Деяния, предусмотренные ст.322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.
Приказом МВД России от 11.08.2020 № 561 утверждены форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и форма заключения об установлении факта их фиктивной постановки на учет по месту пребывания.
Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно ст. 322.3 УК РФ.
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
![]() |
Буклет. Прокуратура разъясняет: Как избежать мошеннических действий в интернете |
![]() |
Памятка для присяжных заседателей |
Субъектами электроэнергетики, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в бытовых условиях потребителям - сетевые организации и гарантирующий поставщик. Для Иркутской области гарантирующим поставщиком является ООО «Иркутскэнергосбыт», также на территории действуют несколько сетевых организаций (ОГУЭП «Облкоммунэнерго», АО «ИЭСК» и иные).
Ответственность указанных субъектов электроэнергетики за предоставление коммунальной услуги электроснабжения ненадлежащего качества (низкое напряжение электрической сети, перерывы в электроснабжении свыше установленных нормативов и др.) устанавливается гражданским законодательством, законодательством об электроэнергетике.
Закон определяет гарантийные обязательства по обеспечению поставки качественной электрической энергии, что является гарантией за пороки, мешающие пользованию электроэнергией, поскольку характеризуются невозможностью потребителя в нормальном, обычном режиме использовать свои электроустановки, энергопринимающие устройства.
Положения гражданского законодательства для договора энергоснабжения предусматривают ответственность, ограниченную взысканием убытков в виде реального ущерба, поскольку устранение недостатков качества электроэнергии физически невозможно (перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскание реального ущерба).
Договор энергоснабжения предполагает, что гарантирующий поставщик электрической энергии (мощности) осуществляет продажу электрической энергии (мощности) потребителю и с привлечением третьих лиц (собственников электрических сетей) оказывает услуги по передаче электроэнергии, а потребитель, в свою очередь, оплачивает как электрическую энергию (мощность), так и услуги по ее передаче.
Одним из основных гарантийных обязательств электроснабжения является качество поставляемой электрической энергии (мощности) на розничных рынках электроэнергии. Качество электрической энергии может нарушаться именно в процессе ее передачи по электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации (либо иному собственнику электрических сетей, например СНТ). Причинами таких нарушений является множество технологических факторов, к которым можно отнести нарушение напряжения электрических сетей (отклонение напряжения, частоты, импульсное напряжение и др.), обрывы кабелей (приводящие к полному временному прекращению передачи электроэнергии), изменение нагрузки и множество других.
С технической точки зрения работа с качеством электроэнергии на розничном рынке входит именно в компетенцию сетевых организаций как собственников инфраструктуры (электрические сети, трансформаторы и т.д.).
Исходя из указанных положений следует, что гарантирующий поставщик несет соответствующие гарантийные обязательства перед потребителем в случае, когда он берет на себя ответственность за урегулирование отношений по передаче ресурса с собственниками электрических сетей.
Таким образом, законодатель по общему правилу возлагает на гарантирующего поставщика бремя исполнения гарантийных обязательств по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества как при заключении договора энергоснабжения, так и при наличии договора купли-продажи.
Гарантирующий поставщик при этом несет ответственность за факт нарушения качества электроэнергии даже несмотря на то, что он не должен и не может в силу сложившейся технико-экономической структуры отрасли, разделения видов деятельности контролировать функционирование электросетей, поскольку у него отсутствует как возможность технологического воздействия непосредственно на электросетевое хозяйство, так и доступ к внутренним данным сетевой организации.
С учетом изложенного, при наличии у потребителя прямого договора электроснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком – ООО «Иркутскэнергосбыт», потребителю в целях привлечения в дальнейшем гарантирующего поставщика к установленной законом ответственности надлежит при каждом факте ненадлежащего электроснабжения оставлять заявки в аварийной службе гарантирующего поставщика, фиксировать нарушения поставки электроэнергии, чтобы в дальнейшем применять меры гражданско-правового характера (заявления о перерасчете платы за коммунальную услугу, претензионная работа, судебные споры) за ненадлежащее электроснабжение.