Коррупционное преступление — это общественно опасное деяние, при котором должностное лицо или другое уполномоченное лицо использует свое служебное положение для личной выгоды или выгоды других лиц, нарушая законные интересы государства и общества.
Одной из мер уголовно-правового характера в борьбе с коррупционными преступлениями является принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступлений, то есть его конфискация.
В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества подсудимого: денег, ценностей и иного имущества, а также доходов, полученных от использования такого имущества, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.
Имеют место факты, когда лица, совершившие преступления, во избежание уголовного преследования и конфискации имущества оформляют его на членов своей семьи или иных доверенных лиц. В таких случаях применяются положения части 3 статьи 104.1 УК РФ, которой предусмотрена конфискация имущества, переданного осужденным другому лицу (организации), если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» по делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности на основании примечаний к статьям 291 (дача взятки), 291.2 (мелкое взяточничество), 204 (коммерческий подкуп) и 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп).
Вместе с тем деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.
В связи с продолжающейся специальной военной операцией актуальными остаются вопросы признания безвестно отсутствующими либо объявления умершими ее участников в целях обеспечения прав членов их семей на получение мер социальной поддержки, страховых выплат.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, либо объявлен умершим - если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Кроме того, законом установлено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Между тем, Федеральным законом от 14.04.2023 № 120-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», данными изменениями сокращены сроки, в которые участники специальной военной операции могут быть признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими:
Внесенные в закон изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
В целях подтверждения факта отсутствия гражданина либо пропажи его без вести заинтересованные лица могут представить в суд документы, представленные военным комиссариатом, войсковой частью (извещения, выписки из приказов, справки об обстоятельствах исчезновения).
Основы государственного регулирования отношений, связанных с особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 275-ФЗ лица, виновные в нарушении норм в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
С 1 марта 2025 года уточнена административная ответственность за нарушения по государственному оборонному заказу. Внесенными изменениями все составы административных правонарушений объединены в новую ст. 7.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Так, данной статьей предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:
Нарушение порядка определения начальной максимальной цены контракта при размещении государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 7.30.3 КоАП РФ);
Правом рассмотрения дел по указанным составам административных правонарушений наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Таким образом, российское законодательство формирует комплексный многоуровневый механизм правового принуждения, направленный на обеспечение законности и дисциплины при исполнении государственного оборонного заказа.
Что нужно знать родителям и детям.
Согласно статистическим данным МВД России в настоящее время молодые люди (младше 18 лет) все чаще становятся жертвами мошенников: пользуясь неопытностью и доверчивостью детей и подростков, злоумышленники крадут деньги с их карты или со четов родителей. Поэтому важно объяснить молодым людям о подобных случаях и угрозах в реальной жизни, Интернете, социальных сетях и мессенджерах.
Опасность кибермошенничества.
Игры пользуются большой популярностью среди детей и подростков и становится чуть ли не основным времяпрепровождением, но стоит помнить, что в некоторых играх используются внутри игровые покупки и обмен предметами, которые могут стать объектом внимания мошенников. Часто встречаются попытки получить доступ к игровым аккаунтам через фишинговые сайты или обманные сообщения. Детей могут уговорить сообщить данные карты или логины и пароли от аккаунтов или банковских приложений. В игровых сообществах могут появляться лица, вовлекающие несовершеннолетних в противозаконные действия: от распространения незаконного контента до участия в отмывании денег. Некоторые игры включают в себя текстовые и голосовые чаты, где может распространяться противоправный и деструктивный контент.
Как помочь ребенку безопасно играть и потреблять контент в Интернете?
1) Будьте информированными и создайте доверительные отношения с ребенком: интересуйтесь игровой индустрией и любимыми играми вашего ребенка, изучайте отзывы на игры, обсуждайте сюжет и игровые достижения. Ребенок не будет скрывать от вас факты и сам сообщить в случае поступления сомнительных сообщений.
2) Отдавайте предпочтение однопользовательским проектам от крупных студий, так как они практически полностью гарантируют безопасный игровой опыт.
3) Используйте родительский контроль: многие платформы имеют инструменты для ограничения времени игры и контроля общения. Также обязательно учитывайте возрастные ограничения на некоторые игры.
4) Обучайте цифровой грамотности: объясните, что такое безопасные пароли, фишинг и как реагировать на подозрительные сообщения. Не
забудьте обсудить и объяснить спокойно и понятно, что даже в игре нельзя передавать личные данные, пароли и платежные реквизиты.
5) Исключите любую «привязку» платежных систем к игровым аккаунтам.
6) Ограничьте доступ детей к вашим платежным средствам.
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает ряд доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. К указанным видам доходов в первую очередь относятся социальные выплаты и иные поступления лицу, связанные с его личностью.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) статьей 101 устанавливает, что взыскание не может быть обращено на 19 видов доходов, среди которых указаны:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде;
- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- иные виды доходов. Ознакомиться с полным перечнем доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству можно в тексте статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2419-О, статья 101 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и не предполагает их произвольного применения судами и судебными приставами-исполнителями.
При поступлении денежных средств на счет лица, банк присваивает специальный код указанным денежным средствам, в зависимости от источника их поступления (например, для зарплаты и для пенсии коды будут разными). После получения банком или иной кредитной организацией постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке или иной кредитной организации, банк или иная кредитная организация руководствуются указанными кодами при удержании денежных средств.
Таким образом, следует учесть, что при совершении операций с денежными средствами, находящимися на счету в банке или иной кредитной организации, код указанных средств будет меняться, как следствие при объединении на одном счете средств, подлежащих взысканию и не подлежащих взысканию приведет к объединению кодов. Следовательно, целесообразнее иметь отдельный счет, используемый специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ выплат.
Кроме того, следует иметь в виду, что оспорить арест банковского счета на основании указанной нормы можно только в том случае, если счет был открыт специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне выплат. Если помимо них на счет приходят другие средства, арест будет признан законным.
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.