Правовое просвещение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

При этом трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации имеет особенности и ограничения, установленные федеральным законом.

Так, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

При этом данные требования не распространяются на круг лиц, указанных в федеральном законе.

Например, на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; обучающихся в Российской Федерации и выполняющих работы в свободное от учебы время.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и членами семьи высококвалифицированного специалиста;

4) направлены для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Соответственно и работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

За незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (статья 18.10), а также незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (статья 18.15) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Так, осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Повторное в течение одного года совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц, а также административное приостановление деятельности юридического лица на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Федеральным законом от 04.03.2022 N 32-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введена статья 207.3 УК РФ, которой предусмотрена ответственность за  публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно содержащей данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.

Санкцией ст. 207.3 УК РФ предусмотрено наказание, в том числе, в виде лишения свободы сроком до 5 лет.

Под публичным распространением информации понимается ее сообщение любым способом, которым указанная информация доводится  двум и более лицам, независимо от того, восприняли они или нет указанную информацию в том числе  устно - путем выступления на митинге, собрании, демонстрации, пикете; письменно - в газете, журнале, альманахе, книге, бюллетене либо с использованием технических средств - телевидения, радио, информационной телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в мессенджерах («Телеграмм»; «Вотсап»; «Вайбер» и т.д.).

Заведомо ложной информацией является информация, не соответствующая реальной действительности в полном объеме или частично, то есть официально не подтвержденная либо опровергнутая органами государственной власти.

К таковой информации относятся ложные сведения, вследствие распространения которых у неопределенного круга лиц формируется негативное отношение к проведению специальной военной операции, целями которой являются поддержание международного мира и безопасности, например, события в г. Буча р. Украина, которые не только не были подтверждены какими-либо фактами, но и прямо опровергнуты органами власти, в том числе в средствах массовой информации.

         

Помощник прокурора Иркутского района

юрист 1 класса                                                                  А.С. Сластных

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 209-ФЗ, под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты.

Животный мир является совокупностью живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Как правило, на территории Иркутской области распространена практика предъявления прокурорами исковых заявлений о взыскании с лиц, осужденных по ст. 260 УК РФ, ущерба (вреда), причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов.

Вместе с тем, ущерб охотничьим ресурсам причиняется не только в результате совершения противоправных действий, направленных на рубку лесных насаждений в отсутствие разрешительной документации, но и в результате осуществления законных рубок, проводимых в рамках действующих договоров аренды лесных участков, заключаемых юридическими лицами для осуществления заготовки древесины.

Так, Лесопромышленная компания «Группа Илим» (далее – Общество) решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25.04.2017 была привлечена к имущественной ответственности: были удовлетворены исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, предъявленные к Обществу о возмещении вреда, причиненного в 2013 – 2015 г.г. объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины, в размере 8 510 778,32 руб. Установив, что на арендованных Обществом лесных участках ведется заготовка древесины (рубка спелых и перестойных лесных насаждений) и ее вывоз, в связи с чем задействованы техника и технологические механизмы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт антропогенного воздействия производственной деятельности человека на окружающую среду является очевидным и доказыванию не подлежит.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя – без удовлетворения. При этом суд апелляционной инстанции не согласился с доводами Общества о том, что вред окружающей среде может быть причинен только противоправными действиями, поскольку российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия. Определением Иркутского областного суда от 31.08.2017 и Определением Верховного Суда РФ от 22.01.2018 в передаче кассационных жалоб на данные судебные постановления для рассмотрения в судебных заседаниях соответствующих судов кассационной инстанции Обществу было отказано.

В 2018 году Общество обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность законодательства, позволяющего получать компенсацию вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания. При этом Общество ссылалось на нарушение ч. 2 ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы Общества на том основании, что она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд РФ признаются допустимыми. При этом Конституционный Суд РФ указал, что вывод об отсутствии нарушения конституционных прав заявителя исходя из доводов жалобы не препятствует законодателю в ходе дальнейшего совершенствования правового регулирования охраны окружающей среды внести соответствующие изменения, направленные на согласование норм природоохранного и норм гражданского законодательства, а также предусмотреть иной порядок расчета и компенсации вреда, наносимого объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в ходе правомерной деятельности по заготовке древесины.

Таким, образом, действующее на территории Российской Федерации природоохранное законодательство, с учетом сложившейся судебной практики, возлагает обязанность по возмещению вреда (ущерба), причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, как противоправными действиями посредством незаконной рубки лесных насаждений, так и путем осуществления предусмотренной законом деятельности по заготовке древесины, основанной на принципе платности использования лесов.

Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с соглашением, заключенным 28.04.2018 между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 318, ООО «РТ-НЭО Иркутск» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Иркутской области и оказывает услуги с 01.01.2019. Иркутский район входит в территорию, на которой ООО «РТ-НЭО Иркутск» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.

В силу п. 4 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

К правоотношениям, связанным с оказанием услуги по сбору и вывозу ТКО применяются правила гражданского законодательства о публичном договоре.

Так, согласно ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с ч. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В силу п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2015 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил обращения с ТКО.

Таким образом, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа. Данная позиция подтверждается п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 (далее – Обзор судебной практики).

При этом, следует обратить внимание на п. 14 Обзора судебной практики. Согласно положениям названного Обзора судебной практики, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.

Так, в ходе проверки орган государственного жилищного надзора установил, что региональный оператор начислял плату за обращение с ТКО собственнику жилого дома, для которого не созданы и не определены места накопления ТКО в территориальной схеме обращения с отходами в субъекте Российской Федерации и в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО в качестве источников ТКО.

По результатам проверки региональному оператору выдано предписание, которым на него возложена обязанность в установленный срок выполнить перерасчет платы за обращение с ТКО по указанному жилому дому за определенные периоды.

Не согласившись с выданным предписанием, региональный оператор обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи со следующим.

Согласно п. 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.

Из взаимосвязанных положений п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ и п.п. 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, договор оказания услуг по обращению с ТКО в виде единого документа между региональным оператором и потребителем не подписан.

В силу п. 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно п. 3 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Правил № 1130 раздел «Места накопления отходов» территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно п. 5 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 15 Правил № 1039 реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.

Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Территориальная схема обращения с отходами на территории Иркутской области утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр.

Таким образом, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за приобретение, хранение, использование поддельного водительского удостоверения.

Так, согласно ч. 3 ст. 327 УК РФ приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков - наказываются ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

Как правило, факты подделки водительских удостоверений выявляются инспекторами ДПС ГИБДД при проверке документов, сотрудники визуально обнаруживают признаки подделки при работе на линии, а также при проверке по базе данных выданных удостоверений. В дальнейшем при проведении судебной технико-криминалистической экспертизы факт несоответствия способов воспроизведения изображений и элементов защиты бланков водительских удостоверений поддельного документа подтверждается.

Так, в марте 2024 года Иркутским районным судом Иркутской области осужден 29-летний житель г. Иркутска, который в сентябре 2023 года приобрел поддельное водительское удостоверение посредством сети «Интернет», хранил его при себе в целях использования и 13.09.2023, управляя транспортных средством, был остановлен инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское», при проверке предъявленного водительского удостоверения инспектором выявлен факт несоответствия документа аналогичной продукции Гознака по способу печати и качеству воспроизведения полиграфических реквизитов. Мужчине назначено наказание в виде 6 месяцев ограничения свободы с установлением ограничений, предусмотренных уголовным законом. Приговор вступил в законную силу.

Таким образом, покупатели поддельных водительских удостоверений наивно полагают, что с приобретением документа их проблемы решены, не задумываясь, что легкий способ приобретения удостоверения также легко обнаруживается, при этом последствия совершения вышеуказанных действий будут отнюдь неблагоприятными.

Прокуратура Иркутского района

 

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.    изображение_2024-04-24_220538146.png

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела

 изображение_2024-04-24_220639148.png

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.  

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, - это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

Присяжные заседатели вправе: -участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий; просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Присяжные заседатели обязаны: присутствовать при рассмотрении уголовного дела и не отлучаться из зала судебного заседания; до удаления в совещательную комнату для вынесения вердикта не выражать свое мнение по уголовному делу и не обсуждать его с другими присяжными заседателями, судом, сторонами, иными лицами (в том числе присяжные заседатели не могут выступать в СМИ); не общаться с лицами, которые не входят в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; не собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; не нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам; отвечать на вопросы, поставленные перед ними в вопросном листе; проголосовать по всем вопросам, поставленным перед присяжными судом;  не разглашать государственную и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной в ходе рассмотрения дела, если взята соответствующая подписка.

 изображение_2024-04-24_221438883.png

 

Прокуратура Иркутского района

В соответствии с ч. 1 ст. 123 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Следовательно, график отпусков представляет собой документ, определяющий порядок предоставления отпусков. В нем отражаются сведения о времени распределения оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам.

В соответствии с позицией Федеральной службы по труду и занятости, в графике отпусков следует указывать конкретные даты начала и окончания отпуска (письмо от 24.12.2020 № ПГ/59141-6-1).

График отпусков обеспечивает право работников на ежегодный отдых, а работодателю позволяет заблаговременно оформить отпуск, оплатить его не менее чем за три дня до начала отпуска в соответствии требованиями трудового законодательства, а также при необходимости найти замену уходящему в отпуск работнику и обеспечить своевременность предоставления работникам отпусков.

Графика отпусков может не быть у работодателей - физических лиц. В силу ст. 305 ТК РФ вопрос о времени и порядке предоставления ежегодного отпуска может быть решен по соглашению с работником.

В случае, когда утверждение графика отпусков является обязательным, его отсутствие является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2 ст. 123 ТК РФ).

Следует отметить, что в случае, если работника не устраивает время отпуска, установленное в графике, он вправе просить работодателя изменить даты отпуска. В этом случае предоставление отпуска является правом, а не обязанностью работодателя. Аналогичным образом с согласия работника время ухода в отпуск может быть изменено по инициативе работодателя.

При этом следует учитывать, что некоторые работники имеют право использовать отпуск в удобное для них время, в том числе до истечения шести месяцев непрерывной работы у данного работодателя, или в иные периоды, установленные нормативными правовыми актами (ч. 3 ст. 122, ч. 4 ст. 123 ТК РФ).

Подводя итог изложенному, работнику следует иметь ввиду, что на работодателе лежит обязанность утвердить график отпусков, который является обязательным как для работника, так и для работодателя. Внесение в него изменений допустимо по соглашению, достигнутому обоими сторонами трудового договора. В случаях, предусмотренных законом, право на отпуск может быть реализовано работником и в иное время.

Обеспечение безопасности дорожного движения - одно из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Среди нарушений Правил дорожного движения особую опасность представляет управление транспортным средством в состоянии опьянения, поскольку зачастую это является причиной дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом.

Снижение количества дорожно-транспортных происшествий, уменьшение тяжести их последствий становятся наиболее острыми и актуальными задачами не только в России, но и в других странах. По имеющимся сведениям, более 80% преступлений в сфере безопасности дорожного движения совершены в состоянии опьянения.

 Действующее законодательство предусматривает несколько видов административных и уголовных наказаний за управление ТС в состоянии опьянения и возникновение связанных с состоянием опьянения ситуаций.

Административные наказания:

1. Лишение водительских прав и административный штраф.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ; п. 47 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021 управление в состоянии опьянения (в том числе лицом, которое после истечения срока ранее назначенного лишения права управления ТС не выполнило условия, необходимые для возврата сданного водительского удостоверения), передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, могут повлечь лишение права управления ТС на срок от полутора до двух лет, а также взыскание административного штрафа в размере 30 000 руб.

Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ в отношении данных правонарушений не действует правило о допустимости уменьшения размера штрафа в случае его уплаты не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа.

2. Административный арест или административный штраф.

Административным арестом на срок от 10 до 15 суток будет наказан водитель, действия которого не содержат уголовно наказуемого деяния и в отношении, которого установлено состояние опьянения либо который отказался от освидетельствования на состояние опьянения, если он вообще не имеет водительских прав либо временно их лишен.

Исключение составляют лица, к которым не может быть применен административный арест. Это, в частности, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, лица, не достигшие возраста 18 лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения. К ним применяется административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб., предусмотренное ч. 2 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Уголовные наказания:

1 .Принудительные работы или лишение свободы.

Данные наказания могут быть назначены за нарушение лицом, управляющим ТС, ПДД или эксплуатации ТС в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности:

- причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

- смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ);

- смерть двух или более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ).

2. Обязательные или принудительные работы, или лишение свободы.

Уголовная ответственность за данные наказания может быть назначена за управление ТС в состоянии опьянения в следующих случаях:

- водитель подвергнут административному наказанию за управление ТС в состоянии опьянения (то есть повторно управлял ТС в состоянии алкогольного опьянения) или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 2641 УК РФ).

- водитель имел судимость за нарушение в состоянии опьянения ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека или двух и более лиц (ч. 2 ст. 2641 УК РФ).

Эти наказания дополняются также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок соответственно до трех или до шести лет. При этом указанное дополнительное наказание распространяется на все время отбывания основных видов наказаний, но его срок начинает исчисляться после исполнения основного наказания, согласно ст. ст. 47, 2641 УК РФ; п. 14 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года.

Кроме того, согласно п. "д" ч. 1 ст. 1041 УК РФ на основании обвинительного приговора суда ТС, используемое обвиняемым при совершении преступления, предусмотренного, в частности, ст. 2641 УК РФ, подлежит конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства.

Дорожная яма является одним из видов повреждений дорожного полотна. Независимо от того, из-за какого вида повреждения дорожного полотна вашему автомобилю был причинен ущерб, вы вправе потребовать возмещения этого ущерба, если дорожное покрытие не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее – ГОСТ Р 50597-2017.)

В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Также, согласно п. 5.2.5 ГОСТа Р 50597-2017 не допускаются также отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог не соответствует установленным требованиям, предусматриваются временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения транспорта (например, установка дорожных знаков, пропуск транспорта отдельными группами). При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан решается вопрос о запрещении движения. До устранения повреждений, как правило, принимаются меры по предотвращению аварийных ситуаций.

В данном случае рассматривается порядок возмещения ущерба, если автомобиль не застрахован по КАСКО либо причинение ущерба из-за повреждения дорожного полотна не является страховым случаем по КАСКО и, если в результате ДТП пострадало только имущество (пострадавшие отсутствуют).

Во-первых, необходимо оформить документы о ДТП, для чего необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД.

В соответствии с приказом МВД России от 02.05.2023 № 264 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения» потребуется составить письменное объяснение относительно обстоятельств происшествия, в котором необходимо указать, в частности, на наличие повреждений дорожного покрытия. Также необходимо представить инспектору имеющиеся фотоснимки и видеоинформацию (при наличии), например, с видеорегистратора, для приобщения к материалам дела.

Инспектор ГИБДД составит схему места совершения административного правонарушения и отразит в ней обстановку на момент осмотра и составления схемы.

 Во-вторых, следует обратиться в экспертную организацию для оценки причиненного автомобилю ущерба в результате ДТП. Согласуйте с экспертом дату и время осмотра поврежденного автомобиля и направьте виновнику приглашение на осмотр с указанием даты, времени и места осмотра автомобиля. Если виновник (его представитель) не явится, эксперт может осмотреть автомобиль без его участия.

В-третьих, после получения от экспертной организации отчета об оценке стоимости ущерба предъявите претензию к лицу, ответственному за содержание автодороги с ямой, с требованием возместить причиненный ущерб. К претензии необходимо приложить документы, полученные в ГИБДД, а также отчет об оценке.

Если виновник отказывается добровольно возместить ущерб, обратитесь с исковым заявлением в суд. В иске необходимо указать, в частности, обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

 

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Вместе с этим законом установлены случаи, когда такое согласие не требуется.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители – решение принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом;

в случае оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, если медицинское вмешательство необходимо для устранения угрозы жизни человека и отсутствует выраженный до начала оказания медицинской помощи отказ гражданина (его законного представителя) от медицинского вмешательства – решение принимается медицинским работником выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих – решение принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом;

в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами – решение принимается судом;

в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления) – решение принимается судом;

при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебнопсихиатрической экспертизы;

при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель – решение принимается врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, - консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом.

ПРОКУРАТУРА ИРКУТСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ

Наиболее распространенным коррупционным проявлением является взяточничество, которое с точки зрения правового регулирования проявляется в получении должностным лицом взятки, даче взятки и посредничестве во взяточничестве.

Взяточничество – опасное коррупционное преступление, посягающее на интересы государства и общества.

Что может быть взяткой?

Взятка – не только деньги в наличной или безналичной форме. Это может быть любое имущество, имущественные права и даже услуги имущественного характера (например, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования).

Уголовная ответственность за дачу взятки предусмотрена ст. 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Дача взятки наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

Деньги, ценности и иное имущество, которые являлись предметом взятки, по закону подлежат конфискации в доход государства (ст. 104.1 УК РФ). Стоимость этого имущества не может быть зачтена в счет уплаты уголовного штрафа.

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки наступает независимо от суммы взятки.

С 2016 года Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 291.2, предусматривающей ответственность за мелкое взяточничество. Так, получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, является мелкой взяткой и наказывается лишением свободы до 3 лет.

Яркими примерами бытовой коррупции являются получение взяток преподавателями за выставление в отчетной ведомости и зачетной книжке студента положительной оценки за экзамен, курсовую или дипломную работу; передача сотруднику полиции денежных средств за незаконное освобождение от административной или уголовной ответственности.

Куда можно сообщить о фактах взяточничества?

По фактам взяточничества следует обращаться в следующие правоохранительные органы: подразделения внутренних дел (местное отделение полиции или отдел по борьбе с экономическими преступлениями); прокуратура; следственный комитет; подразделение ФСБ. Если деньги требуют представители правоохранительных органов, вы можете обратиться в подразделение их собственной безопасности.

Массовые беспорядки относятся к одним из наиболее опасных преступлений, направленных против общественной безопасности и общественного порядка.

Статьей 212 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а такжеза подготовку лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них, предусмотрена уголовная ответственность исключительно в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

Кроме того, ч. 1.1 ст. 212 УК РФ склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение вышеуказанных противоправных действий влечет в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до 10 лет.

Участникам массовых беспорядков в соответствии с ч. 2 ст. 212 УК РФ грозит до восьми лет лишения свободы

За призывы к массовым беспорядкам или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами ч. 3 ст. 212 УК РФ предусмотрена ответственность в виде ограничения или лишения свободы сроком до двух лет либо принудительные работы на тот же срок.

Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих запрещено ч. 4 ст. 212 УК РФ, которой предусмотрена ответственность за данное деяние в виде лишения свободы до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет.

При этом согласно примечанию к статье 212 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой  статьи 212 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Основополагающим правовым актом в сфере охраны здоровья является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанность государств развивать систему медицинской помощи и обеспечивать ее доступность для населения предусмотрены в важнейших международных правовых актах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 24 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году).

С учетом важнейших конституционных положений принят системообразующий Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона №323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (ч. 4).

В силу ст. 10 Федерального закона от №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п.5).

Согласно ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для осуществления предоставляемых несовершеннолетним прав на бесплатное получение медицинской помощи одной из ключевых гарантий является правовая регламентация финансового обеспечения, источники которого также обозначены Федеральным законом №323-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» формирует систему обязательного медицинского страхования, которое является одним из видов обязательного социального страхования. Средства, аккумулируемые в рамках обязательного медицинского страхования, составляют финансовую основу государственной системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Согласно ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Территориальные программы).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках Программы и Территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее – Перечень групп населения).

Согласно указанному Перечню групп населения дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных препаратов. Кроме того, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение средств медицинской реабилитации (по медицинским показаниям).

В соответствии с п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н (приложение № 1 к приказу) факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю или уполномоченному лицу фиксируется в медицинской документации пациента.

Таким образом, для бесплатного получения лекарственного препарата, включенного в Перечень лекарственных препаратов, лечащий врач обязан выписать рецепт на соответствующем бланке установленного образца. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) врач должен внести в медицинскую документацию.

Правовое регулирование в сфере здравоохранения детей осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий. Поэтому по вопросам медицинской помощи и лечения принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам здравоохранения принимают свои законы, в которых также закреплено право на бесплатное получение медицинской помощи.

Таким образом, право на получение бесплатной медицинской помощи детям предусмотрено нормативными правовыми актами всех уровней власти.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 391 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения.

Срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляет три месяца, а если спор об увольнении – месяц
(ч. 1 ст. 392 ТК РФ).

При этом, законом установлено, что при возникновении спора об увольнении месячный срок для обращения в суд за разрешением такого спора отсчитывается со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (в случае ее ведения) либо сведений о трудовой деятельности.

Если работник отказался от получения трудовой книжки или копии приказа об увольнении и обратился в суд с иском о восстановлении на работе, то срок давности будет отсчитываться со дня такого отказа (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Аналогичный подход с исчислением сроков при отказе работника от получения указанных документов применяется судами и по другим спорам об увольнении, например, по искам об изменении формулировки увольнения.

Указанный срок при его пропуске по уважительным причинам может быть установлен судом (ч. 5 ст. 391 ТК РФ)

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи)
(п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Отдельно судебной практикой сформирована правовая позиция, согласно которой пропущенный срок может быть восстановлен в случае, если работник предпринимал меры по защите своих нарушенных прав во внесудебном порядке, например, путем обращения в государственную инспекцию труда, органы прокуратуры и т.п. (см., напр., п. 23 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020.

Старший помощник прокурора Иркутского района
младший советник юстиции
С.С. Скляров

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственный контракт по государственному оборонному заказу – это договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

По причине повышенной общественной значимости мероприятий в рамках государственного оборонного заказа законодателем в Уголовный Кодекс Российской Федерации внесены изменения в части установления уголовной ответственности за нарушение условий государственного контракта либо условий договора в рамках государственного оборонного заказа.

Так, ст. 285.5 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Иными словами, законодатель обязал ответственных лиц должным образом исполнять возложенные на них обязанности в рамках государственного оборонного заказа.

Однако, уголовная ответственность по указанному составу преступления наступает только в том случае, если лицо ранее в течение года привлекалось к административной ответственности за нарушение условий государственного оборонного заказа.

Субъектом данного преступления является должностное лицо, выполняющее функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в компаниях госсектора, которое ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ.

Максимальное наказание за совершение указанного преступления предусмотрено в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПРОКУРАТУРА ИРКУТСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ

Алименты — это выплаты на содержание ребёнка или совершеннолетнего нетрудоспособного члена семьи.

Ответственность за неуплату алиментов на несовершеннолетних детей предусматривает ст. 157 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Эта же статья касается случаев неуплаты детьми средств на содержание своих нетрудоспособных родителей.

Так, если родитель, который обязан платить алименты, регулярно их не выплачивает без уважительной причины, то ему грозит наказание: исправительные или принудительные работы на срок до 1 года, либо арест на срок до 3 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Для привлечения плательщика алиментов к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ суд должен установить следующее (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2022 г. № 39):

  • должник не платит алименты умышленно. То есть суду необходимо устанавливать умысел и проверять, мог ли должник содержать ребенка;
  • нет уважительных причин для неуплаты. Суд должен исследовать все причины, по которым должник не платит алименты. Однако проблема заключается в том, что не определены критерии для оценки уважительности причины. В судебной практике есть примеры, когда плательщик алиментов ссылался на болезнь, но во внимание такой довод принят не был;
  • неоднократность неуплаты. Неоднократность имеет место, если в период неуплаты алиментов плательщик был подвергнут административному наказанию за аналогичное деяние по ст. 5.35.1 КоАП РФ. Подвергнутым такому наказанию он будет считаться в течение срока, указанного в ст. 4.6 КоАП РФ. При этом неуплата алиментов должна продолжаться не менее двух месяцев подряд.

Родители нередко спрашивают: что делать, чтобы не привлекли к уголовной ответственности за долги по алиментам? Для этого нужно:

  • принять тот факт, что уплата алиментов – это обязанность, и от нее не освобождают нежелание работать или конфликт с супругом;
  • внимательно ознакомиться с текстом алиментного соглашения, если оно было заключено, и неукоснительно его исполнять;
  • собрать доказательства, которые позволят подтвердить, что алименты в определенный период не выплачивались по уважительной причине;
  • обжаловать судебный акт о взыскании алиментов в случае несогласия с ним. Если понимаете, что не сможете платить алименты в установленном размере, то надо обратиться в суд с заявлением об изменении размера алиментов.

ПРОКУРАТУРА ИРКУТСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ

Военная служба - особый вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства, либо лиц без гражданства на воинских должностях в вооружённых силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Прохождение военной службы осуществляется:

- гражданами - по призыву;

- гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в добровольном порядке (по контракту);

- гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Правоотношения, связанные с прохождением военной службы и с воинской обязанностью, регламентируются Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ).

С 1 января 2024 года вступили в силу изменения, которые касаются призывного возраста (Федеральный закон от 04.08.2023 № 439-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

В соответствии с новыми правилам призыву на военную службу будут подлежать граждане от 18 до 30 лет (п. «а» ч. 1 ст. 22 Федерального закона от № 53-ФЗ).

Таким образом, верхняя планка призывного возраста сдвигается на три года: с 27 до 30 лет. А нижняя граница остается неизменной – 18 лет.

Изменения в законодательстве направлены на лиц, на которых распространяется Федеральный закон № 53-ФЗ с 1 января 2024 года. То есть граждане, на законной основе имеющие отсрочки или освобождения от воинской службы, не подпадают под действие этого закона.

Также установлена административная ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету за неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, в виде административного штрафа в размере от 10 000 рублей до 30 000 рублей.

Таким образом, следует учесть изменения вступившие в законную силу в части военной службы, не допускать оснований для привлечения к ответственности за неисполнение обязанностей, связанных с воинской обязанностью.

Пунктом 16 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливается, что участник голосования, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее – Порядок).

Для реализации этого права гражданину необходимо подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения.

В соответствии с Порядком заявление также может быть подано в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) не ранее чем за 45 дней и не позднее 24.00 по московскому времени за 3 дня до дня (первого дня) голосования.

Дата и время подачи заявления через ЕПГУ определяются по московскому времени как дата и время отправки избирателем заявления в электронном виде. Остальные заявления не учитываются и не являются основанием для включения избирателя в список избирателей по месту нахождения.

Заявление, поданное через ЕПГУ, формируется в электронном виде и содержит наименование выборов, фамилию, имя, отчество избирателя, дату рождения, адрес места жительства (в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации) либо информацию о том, что избиратель не имеет регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, и дату регистрации по месту пребывания, номер телефона, серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, сведения о месте нахождения избирателя в день голосования, включающие наименование субъекта Российской Федерации (наименование иностранного государства) и номер участка. При подаче такого заявления используется подтвержденная учетная запись в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и производится упрощенная идентификация пользователя ЕПГУ.

Информация о статусе обработки заявления направляется в личный кабинет пользователя ЕПГУ.

Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке.

Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения.

В случае включения избирателя в список избирателей по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту своего нахождения.

Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в статье 20 закреплено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В этой связи под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации предусмотрено наказание в виде штрафа в размере в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом согласно примечанию данной статьи лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В случае установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания, иностранный гражданин снимается с учета по месту пребывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

- основные виды разрешенного использования;

- условно разрешенные виды использования;

- вспомогательные виды разрешенного использования.

На основании абз. 4 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями, за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.

Из абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ следует: любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ по следующему алгоритму:

- заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лицо направляет заявление о предоставлении разрешения в комиссию;

- проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

- в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия;

- на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации;

- глава местной администрации после поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

При этом в изменении вида разрешенного использования может быть отказано, если земельный участок не соответствует предельным (минимальным или максимальным) размерам и параметрам, установленным для земельных участков с испрашиваемым видом разрешенного использования (п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ; п. 9 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Правообладатель земельного участка вправе оспорить отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в судебном порядке (ч. 12 ст. 39 ГрК РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнительные сведения о виде или видах разрешенного использования (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования) земельного участка вносятся в кадастр недвижимости.

В силу части 1 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Таким образом, законодателем установлена форма волеизъявления работника на расторжение трудового договора, сообщения в мессенджерах к ней не относятся.

Для того, чтобы уволиться, работнику необходимо написать письменное заявление, «цифрового» сообщения недостаточно.

Согласно положениям части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья, отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.

Согласно пункту 33 указанных Правил, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В соответствии с частью 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов.

Исходя из смысла действующего законодательства и сложившейся судебной практики, к товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.

Таким образом все собственники жилых помещений обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества товарищества собственников жилья (ТСН), в том числе в коттеджных поселках, имеющих общее имущество в виде коммунальных сетей, дорог и др. Установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления ТСН. Отказ части собственников помещений от вступления в члены ТСН либо от заключения договора с не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.

26.02.2024
Помощник прокурора Иркутского района
юрист 3 класса

Чичигин Е.Н.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

При этом согласно примечанию к ст. 228 УК добровольная сдача наркотических средств является одним из условий освобождения от уголовной ответственности за указанные выше незаконные действия. При этом необходимо иметь в виду, что не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств их изъятие при задержании лица
и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию таковых. Таким образом, добровольная сдача наркотических средств означает выдачу лицом таких средств представителям власти при наличии у этого лица реальной возможности распорядиться ими иным способом.

Также добровольной выдачей будет являться сдача запрещенных в гражданском обороте веществ, при проведении следственных действий, направленных на расследование обстоятельств преступления, не связанного с незаконным оборотом наркотиков. В данном случае важным моментом является отсутствие у правоохранительного органа сведений о наличии у лица наркотических средств.

Вторым обязательным условием для освобождения от уголовной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ, является сотрудничество со следственными органами, содействие раскрытию и пресечению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также в изобличении лиц, совершающих данные преступления.

Исходя из вышеизложенного, наличие совокупности двух вышеперечисленных факторов является основанием для освобождения от уголовной ответственности по статье 228 УК РФ.

При обвинении лица в совершении иных преступлений, в сфере незаконного оборота наркотиков, их добровольная выдача не будет являться основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Прокуратура Иркутского района

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости