Борьба с наркотиками и наркопреступностью становится все более актуальной в последнее время. Использование наркотических веществ наносит серьезный ущерб внутренним органам человека, включая мозг, печень, почки, сердце и нервную систему.
Люди, злоупотребляющие наркотиками, обычно имеют сокращенную продолжительность жизни на 10 лет в среднем. В семьях, где родители употребляют наркотики, чаще всего рождаются дети с отклонениями в психическом и физическом развитии по сравнению с детьми из здоровых семей. Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за сбыт наркотических веществ.
Так статьей 228.1 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Незаконное производство наркотических средств означает создание этих веществ без соблюдения законов Российской Федерации. Это может включать в себя производство из растений, химических веществ и других материалов с применением специального оборудования, а также изготовление наркотиков в специально подготовленных помещениях или их упаковка в партии для распределения.
Под сбытом наркотиков понимается незаконная деятельность, направленная на продажу, дарение, обмен, выплату долга, передачу взаймы или как-то еще передачу наркотиков другому человеку (приобретателю). Эта передача может происходить разными способами, включая прямую передачу, сообщение о месте их хранения или даже введение в оговоренном месте.
При этом под незаконной пересылкой понимаются действия, направленные на перемещение наркотических средств адресату. Например, через почту, посылку, багаж, используя почтовые услуги, самолет или другой вид транспорта. Это также включает случаи, когда человек не знал о том, что пересылается, и не сговаривался с отправителем.
Деяние, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ квалифицируется как оконченное преступление с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем.
За незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств предусмотрена уголовная ответственность от 4 до 20 лет лишения свободы.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Гражданин, которому назначено административное наказание в виде штрафа за правонарушение, и который оплатил штраф до того момента, как постановление о наказании стало законным, считается подвергнутым этому наказанию с момента вступления в силу этого постановления и до истечения одного года после оплаты штрафа.
При определении, считается ли человек подвергнутым административному наказанию согласно статье 4.6 КоАП РФ, необходимо установить точный момент завершения исполнения постановления о назначении административного наказания. При рассмотрении статьи 4.6 КоАП РФ для определения подвергнуто ли лицо административному наказанию, важно учесть момент завершения исполнения постановления, с учетом статьи 31.9 КоАП РФ о сроках давности исполнения наказания.
Если в течение двух лет после вступления в силу решения о наложении административного штрафа нет информации о его уплате и нет данных о перерыве в этом сроке, то датой окончания исполнения решения будет считаться день, когда прошло два года с момента вступления этого решения в законную силу, независимо от даты принятия решения о завершении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. В таком случае, человек считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года с этой даты.
Если гражданин вновь совершает то же правонарушение до истечения срока предыдущего наказания, это усугубляет административную ответственность и в некоторых случаях влечет уголовную ответственность.
Незаконная миграция – въезд в Российскую Федерацию, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением российского законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.
Порядок пересечения Государственной границы РФ установлен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ.
Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории России в качестве трудовых мигрантов, находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным.
Уголовная ответственность за преступления в сфере незаконной миграции предусмотрена статьями 322-322.3 Уголовного Кодекса РФ.
Статьями 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса РФ устанавливается ответственность за фиктивную регистрацию гражданина России по месту пребывания или жительства в жилом помещении в Российской Федерации, за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.
Указанные деяния наказываются штрафом от ста до пятисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с возможностью назначения дополнительного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Законом предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьями 322.2, 322.3, если они способствовали раскрытию данных преступлений и в их действиях не содержится состава иного преступления.
Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрены обязательства родителей по уплате алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей, закреплен порядок, размер и способы исполнения такого рода обязательств.
Федеральными законами от 30.12.2021 №№ 479-ФЗ, 499-ФЗ в статьи 5.35.1 КоАП РФ, 157 УК РФ внесены изменения. Теперь к административной и уголовной ответственности можно привлечь неплательщиков алиментов, если есть любой долг по алиментам. Основанием считается неуплата суммы, установленной решением суда или нотариальным соглашением. Частичные переводы средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей не позволят уйти от ответственности недобросовестных должников.
Федеральный закон от 30.12.2021 г № 479-ФЗ в прежнюю формулировку добавил: «в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением». Такие поправки позволяют привлекать к ответственности тех, кто частично уплачивает алименты.
Наказать могут обязательными работами на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере 20 000 рублей.
Аналогичные изменения внесли в примечание к статье 157 УК РФ. Эта норма касается тех, кто неоднократно уклонялся без уважительных причин от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних, а также нетрудоспособных детей старше 18 лет и родителей. До внесенных поправок уголовная ответственность была предусмотрена лишь в случаях, если родитель неоднократно не платил алименты без уважительных причин со дня возбуждения исполнительного производства. В настоящее время уточнено, что уголовное дело в отношении неплательщика могут возбудить, даже если выплаты были не в полном размере.
Нередкой является ситуация, при которой потребителю энергоснабжающей организацией направляется уведомление о предстоящем отключении электроэнергии (полном ограничении режима потребления), при этом важно знать способы, определенные законом или договором для направления таких уведомлений.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила).
Правила определяют, что полным ограничением режима потребления является ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с указанными Правилами.
Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством:
- направления СМС-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре;
- посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре;
- посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации;
- посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В случае, если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом (п. 8 Правил).
При этом важно учитывать, что потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно.
Вместе с тем законодателем предусмотрены случаи, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя:
- при возникновении или угрозы возникновении аварийной ситуации;
- при возникновении стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий;
- в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- в случае использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;
- в случае получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги.
Таким образом, уведомление потребителя о предстоящем отключении электроэнергии (приостановления подачи электроэнергии) направляется строго определенными способами, осуществляется однократно и влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством об электроэнергетике.
24.06.2023 в силу вступил Федеральный закон от 24.06.2023 № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции»
Данным Федеральным законом установлены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
Данные гарантии распространяются на отдельные категории осужденных, а также на лиц, совершивших преступления, в случае их призыва на военную службу по мобилизации или в военное время, заключения в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Установлено, что освобождение от уголовной ответственности и погашение судимости рассматриваемой категории лиц является возможным в связи с получением государственной награды либо в связи с увольнением с военной службы по отдельным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Осуществление контроля за поведением лиц, предварительное следствие в отношении которых приостановлено и освобожденных от наказания условно возложено на командование воинских частей (учреждений).
Буллинг – систематическое издевательство, травля, агрессивное преследование, публичные оскорбления, угрозы применения насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство, в том числе с использованием сети «Интернет».
Совершение указанных действий влечет привлечение к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе потребовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.
В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ если такими действиями гражданам причинены физические и нравственные страдания суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не несут ответственность в соответствии с требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители (законные представители). С наступлением 14-летнего возраста несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, влечет привлечение лица, достигшего 16-летнего возраста, к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.61 КоАП РФ.
Совершение вышеуказанных действий, повлекшее доведение лица до самоубийства (покушение), влечет привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 110 УК РФ (доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего). Совершение таких действий в отношении несовершеннолетнего или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Согласно семейному законодательству родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
Таким образом, участие одного из родителей (законного представителя, опекуна, попечителя) является обязательным при составлении протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего лица.
Нарушение процедуры составления административного протокола влечет прекращение производства по административному делу и, как следствие, освобождение лица от административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ на водоохранных зонах, т.е. территориях, которые примыкают к береговой линии рек, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек зависит от их протяженности и устанавливается от их истока для рек протяженностью:
– до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
– от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
– от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.
В целях охраны водного объекта законом установлены режимные ограничения в границах водоохранных зон и допустимые виды воздействия.
Так, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом необходимо учитывать, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы такого водного объекта составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженностью от истока до устья не более чем десять километров, для которых ширина береговой полосы составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства.
Однозначного ответа на вопрос каким должно быть расстояние от уреза воды до постройки в законодательстве нет, т.к. такое расстояние зависит от множества факторов, в том числе ширины береговой полосы, ширины или радиуса водоохранной зоны, назначения постройки, наличия на объекте сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод и т.д.
В границах водоохранных зон запрещаются:
– строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
– хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов.
Западно-Байкальская межрайонная
природоохранная прокуратура
Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
Биоотходы классифицируются как умеренно опасные и особо опасные. В свою очередь, к особо опасным относятся биологические отходы, зараженные возбудителями болезней животных.
Обращение с биологическими отходами должно осуществляться в соответствии с требованиями ветеринарных правил, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 26.10.2020 № 626.
Утилизация умеренно опасных биологических отходов производится путем сжигания в специальных установках.
Захоронение таких биологических отходов допускается в исключительных случаях в скотомогильниках и биотермических ямах, при этом их строительство и ввод в эксплуатацию должны быть осуществлены до 31 декабря 2020 года.
Утилизация опасных биологических отходов должна производиться только путем их сжигания.
За нарушение ветеринарных правил при обращении с биоотходами предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей;
– на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей;
– на индивидуальных предпринимателей – от 40 до 50 тысяч рублей;
– на юридических лиц – от 500 до 700 тысяч рублей.
Также предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Западно-Байкальская межрайонная
природоохранная прокуратура
Жилой дом считается построенным незаконно, если он возведен (создан) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо дом возведен (создан) без необходимых на то в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения (создания) жилого дома и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ).
Получение разрешения на строительство в целях строительства жилого строения на садовом земельном участке не требуется.
В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства. Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства.
За незаконное строительство жилого дома предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.
Незаконно возведенный жилой дом подлежит сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями построившим его лицом или за его счет, а при отсутствии сведений о таком лице - правообладателем земельного участка, на котором возведен жилой дом (или за его счет), кроме следующих случаев (п. п. 2, 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ):
- право собственности на него признано в установленном законом порядке;
- снос жилого дома или приведение его в соответствие с установленными требованиями осуществляются в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Кроме того, в случае невыполнения обязанности по сносу незаконно построенного жилого дома или приведению его в соответствие с установленными требованиями земельный участок, на котором возведен такой дом, может быть изъят у собственника.
За строительство жилого дома на земельном участке при отсутствии прав на него предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, влекущая наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, в случае, если она определена, либо при ее отсутствии административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч руб.
В случае, если незаконное строительство жилого дома нарушает права и законные интересы других граждан, они вправе:
- обратиться в суд с исковым заявлением о сносе самовольной постройки за счет средств лица, возводившего жилой дом, при наличии нарушений иных граждан( в том числе собственников смежных земельных участков);
- обратиться с жалобой в администрацию муниципального образования, прокуратуру.
Дачной амнистией является упрощенный порядок оформления прав граждан на определенные объекты недвижимости, в том числе жилые дома, садовые дома, гаражи, иные хозяйственные постройки, в соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Гражданин может зарегистрировать в упрощенном порядке право собственности на:
- объекты ИЖС (жилые дома), за исключением строительства таких объектов с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- гаражи, расположенные на земельных участках, предоставленных гражданам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- жилые дома, садовые дома, хозяйственные постройки, расположенные на садовых земельных участках.
К хозяйственным постройкам, для строительства которых не требуется получать разрешение на строительство, относятся бани, сараи, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки, в том числе временные (п. 3 ст. 3 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
До 01.03.2031 кадастровый учет и регистрация прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю
При этом орган регистрации прав проверяет соответствие объекта недвижимости ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территорий (при наличии), и предельным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным законодательством и правилами землепользования и застройки (в частности, виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др.), за исключением соответствия необходимым минимальным отступам от границ земельных участков.
Для кадастрового учета и регистрации права собственности на гараж или хозяйственную постройку (в том числе являющиеся объектами незавершенного строительства) в Росреестре потребуются следующие документы:
- заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости;
- технический план объекта недвижимости (предоставляется в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной подписью подготовившего его кадастрового инженера, на электронном носителе информации, например на оптическом компакт-диске или USB-накопителе) либо идентифицирующий номер технического плана в электронном хранилище, ведение которого осуществляется ППК «Роскадастр».
При этом сведения в техническом плане такого объекта недвижимости указываются на основании декларации, составленной и заверенной, в частности, правообладателем соответствующего земельного участка.
Уменьшение заработной платы работника возможно в следующих случаях:
Размер оплаты труда в случае невыполнения норм труда (если труд нормирован) или неисполнении трудовых (служебных) обязанностей (если труд не нормирован) зависит от причины невыполнения нормы труда или неисполнения трудовых (служебных) обязанностей.
Какие могут быть причины:
При наличии вины работника производится оплата нормируемой части в соответствии объемом выполненной работы.
При наличии вины работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
По не зависящим ни от работника, ни от работодателя причинам оплата труда производится в размере не менее двух третей тарифной ставки, должностного оклада, рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
Под браком при изготовлении продукции следует понимать понижение качества продукции в результате отклонения в процессе ее изготовления от установленных технических условий и государственных стандартов, санитарных норм и правил, строительных норм и правил, а также других документов, которыми установлены обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.
Размер оплаты труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком, также зависит от наличия или отсутствия вины работника в этом.
Если в производстве брака вины работника нет, оплата бракованной продукции производится наравне с годной продукцией. Причина и процент брака, а также степень годности продукции значения не имеют.
Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от годности продукции.
Полный брак по вине работника не оплачивается.
Работа допустившего брак работника, выполненная им для исправления бракованной по его вине продукции, оплате не подлежит.
При простое у работника отсутствует необходимый объем работы. При невыполнении норм труда работа предоставлена, но не обеспечены условия, необходимые для ее выполнения.
Оплата времени простоя зависит от того, по чьей вине он произошёл: работодателя, работника, в отсутствие вины работника и работодателя.
Время простоя по вине работодателя – временная приостановка работы по причинам технологического, экономического, технического или организационного характера.
Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Оплата производится исходя из средней заработной платы - среднечасовой (при длительности простоя менее одного рабочего дня) и среднедневной (при простое в течение всего рабочего дня и более).
Простой по не зависящим ни от работника, ни от работодателя причинам оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.
Коллективным договором, локальным актом может быть предусмотрен повышенный размер оплаты времени простоя по вине работодателя, а также по причинам, не зависящим от работника и работодателя.
Причинами, не зависящими от работника и работодателя может быть выход из строя оборудования либо другие обстоятельства, делающие невозможными выполнение работником работы. Работнику, не участвовавшему в забастовке, но в связи с ней не имевшему возможности выполнять свою работу, оплата производится как при простое не по вине работника. Однако вина работодателя в данном случае также отсутствует.
Работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателю о начале простоя, вызванного указанными причинами.
Простой по вине работника не оплачивается.
Вина работника в возникновении простоя может выражаться в неизвещении им работодателя об обстоятельствах, которые могут привести к простою, если эти обстоятельства были известны работнику и он мог их оценить.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий, указанные в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»; лица, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды;
10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненные к ним категории граждан.
Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам льготных категорий, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющим право на получение государственной социальной помощи и сохранившим набор социальных услуг в части предоставления при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний путевок на санаторно-курортное лечение.
В целях соблюдения равных прав граждан путевки предоставляются в порядке очередности, формируемой в соответствии с датой подачи гражданином заявления о предоставлении услуги.
Для получения путевки необходимо подать заявление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Заявление можно подать в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ); почтовым отправлением; на личном приеме в территориальном органе Фонда.
Для получения путевки на санаторно-курортное лечение гражданину льготной категории необходимо предоставить в территориальный орган Фонда:
заявление о предоставлении государственной услуги (в соответствии с формой заявления в приложении к Административному регламенту от 21 августа 2019 года № 428);
справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у (для получения справки необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства);
– документ, удостоверяющий личность.
Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые направляются граждане льготных категорий при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, определяется по результатам закупочных процедур, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Профиль санатория по предоставляемой гражданину льготной категории путевке на санаторно-курортное лечение определяется в соответствии с рекомендациями лечащего врача и врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, указанными в справке для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у.
Длительность санаторно-курортного лечения в рамках набора социальных услуг составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней.
В Российской Федерации реализуются меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предусматривающие выделение денежных средств из средств федерального бюджета, именуемые средствами материнского (семейного) капитала. Под материнским капиталом понимается одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости.
Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели, перечень которых закреплен частью 3 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ:
Как правило, начать использовать материнский капитал можно не ранее чем через три года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал. В отдельных случаях воспользоваться им можно непосредственно после его рождения (усыновления).
Например, в случае направления средств (части средств) материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья, а также на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка. При этом направление средств материнского капитала на погашение основного долга по договору купли-продажи жилья с рассрочкой платежа до достижения ребенком трех лет недопустимо.
По общему правилу для распоряжения материнским капиталом необходимо обратиться в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с предоставлением следующих документов:
Помимо вышеуказанных документов в зависимости от выбранного направления расходования средств потребуются, в частности, документы, подтверждающие цели использования материнского капитала
По общему правилу заявление о распоряжении рассматривается в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами. При наличии оснований этот срок может быть приостановлен. В таком случае соответствующее решение выносится в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты приема заявления.
По результатам рассмотрения выносится решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления, о чем вы будете уведомлены не позднее чем через один рабочий день с даты вынесения решения. При положительном решении деньги должны быть перечислены на выбранную цель в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления.
Обращаем внимание, нецелевое использование средств материнского капитала (например, на покупку автомобиля, мебели и т.д.) может повлечь уголовную ответственность, предусмотренную ст. 159.2
Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, предусмотрены следующие виды наказаний:
Помощник прокурора
А.С. Бабецкий
Принудительные работы являются видом наказания, связанным с привлечением осуждённого лица к оплачиваемому труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы, с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы.
В силу положений ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо
Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 УК РФ за совершение тяжкого преступления впервые.
Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
В уголовном законе предусмотрены исключения назначения данного вида наказания, то есть принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лица, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также военнослужащим.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
При исчислении сроков погашения судимости в отношении лиц, которым назначено наказание в виде принудительных работ в качестве альтернативы лишению свободы в соответствии со ст.53.1 УК РФ, необходимо руководствоваться положениями п. «б» ч.3 ст.86 УК РФ о погашении судимости по истечении одного года после отбытия наказания.
Прокуратура Иркутского района
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) потерпевшим по уголовному делу является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.
В целях защиты своих интересов потерпевший наделен обширным кругом прав, как на предварительном следствии, так и в ходе судебного разбирательства, перечень прав закреплен ч. 2 ст. 42 УПК РФ
Особым правом потерпевшего является его участие в судебных заседаниях при рассмотрении уголовного дела. Потерпевший имеет право на выступление в судебных прениях в ходе судебного заседания. Нарушение данного права потерпевшего является существенным нарушением уголовно-процессуального права и влечет за собой отмену приговора.
При рассмотрении в суде ходатайства подсудимого о рассмотрении уголовного дела в особом порядке потерпевший вправе возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке. В случае, если потерпевший возражает, суд не вправе рассмотреть уголовное дело в особом порядке.
До окончания прений сторон потерпевший вправе ходатайствовать о вынесении постановления (определения) суда о получении информации о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В ходатайстве указываются перечень информации, которую желает получать потерпевший или его законный представитель, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение потерпевшим или его законным представителем информации.
Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.
Прокуратура Иркутского района
В соответствии со статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Рабочий год составляет 12 полных месяцев и в отличие от календарного года исчисляется не с 1 января, а со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю.
Согласно статье 127 ТК РФ, если работник не использовал отпуска (в том числе дополнительные) за предыдущие годы, он вправе получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска при увольнении.
В случае если работник отработал рабочий год полностью, то ему полагается компенсация за отпуск в полном объеме.
Вместе с тем ТК РФ не предусматривает общего механизма расчета компенсации за неиспользованный отпуск.
Принцип пропорциональности выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении в случае, когда рабочий год полностью не отработан, закреплен в Правилах об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 года (п. п. 28 и 29). Поскольку в ТК РФ это правило напрямую не установлено, следует руководствоваться указанными Правилами в части необходимости пропорциональности выплаты компенсации.
В соответствии с п. 35 Правил в случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Количество дней неиспользованного отпуска определяется в следующем порядке: определяется стаж работника (в полных месяцах), дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, и определяется количество дней отпуска, соответствующее продолжительности стажа работника, путем деления установленной работнику продолжительности отпуска на 12 месяцев и умножения на количество месяцев, включенных в стаж.
Из полученного числа необходимо вычесть количество дней отпуска, использованных работником.
При определении количества календарных дней неиспользованного отпуска, подлежащих оплате при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, округление их законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем организация может округлить дробное количество календарных дней неиспользованного отпуска, подлежащих оплате при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, но только в пользу работника.
Работодатель обязан предоставить любому работнику по его заявлению отпуск без сохранения заработной платы в следующих случаях:
В этих случаях продолжительность отпуска составляет не более 5 календарных дней.
По общему правилу, отпуска без сохранения заработной платы не суммируются и на следующий год не переносятся.
При одновременном наличии двух и более оснований работнику предоставляется один отпуск наибольшей продолжительности из всех возможных.
Но если, например, регистрация брака, рождение ребенка и смерть близкого родственника разновременно произошли в течение одного рабочего года, то отпуск без сохранения заработной платы должен быть предоставлен в каждом случае. При появлении на свет мертворождённого ребёнка предоставляется один отпуск.
Помимо вышеназванных случаев работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работникам таких категорий, как:
Также работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
Отпуск предоставляется в удобное для работника время.
Законодательство об исполнительном производстве определяет, что исполнительский сбор - это денежное взыскание в федеральный бюджет с должника, который не исполнил добровольно исполнительный документ. Указанный сбор взыскивается по соответствующему постановлению судебного пристава-исполнителя.
При взыскании исполнительского сбора пристав-исполнитель действует принудительно, однако должник вправе обратиться в суд, чтобы оспорить взыскание, попросить отсрочку или рассрочку, уменьшить размер сбора или освободиться от его взыскания, что предусмотрено ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор взыскивают, когда имеется совокупность следующий фактов:
По общему правилу сбор составляет 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не меньше 1 000 рублей с гражданина или предпринимателя и 10 000 рублей с организации. Если требование неимущественное, то гражданин и предприниматель платят 5 000 руб., а организация - 50 000 руб.
Вместе с тем, предусмотрены случаи, когда исполнительский сбор не взыскивают. Так, если это прямо предусмотрено законом – случаи указаны в части 5 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ; а также в случае, если на счете должника достаточно средств для погашения долга, но пристав арестовал их до того, как истек срок добровольного исполнения, а других денег у должника нет (то есть у должника не было возможности исполнить требование в установленный срок).
Порядок взыскания исполнительского сбора определяет, что судебный пристависполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора после того, как должник пропустил срок исполнения требований, и направляет его должнику.
Деньги, поступившие на депозитный счет службы судебных приставов, сначала расходуются на исполнение требований взыскателя и только в последнюю очередь на исполнительский сбор.
В случае, если у судебному приставу-исполнителю не представилось возможным взыскать до конца основного исполнительного производства исполнительский сбор, то он возбуждает отдельное исполнительное производство для взыскания сбора, если это допускается законом. Отдельное производство возбуждается одновременно с прекращением либо окончанием основного.
Таким образом, для того, чтобы избежать необходимости оплаты исполнительского сбора, необходимо исполнять требования судебного пристава-исполнителя в сроки, предусмотренные постановлением о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения, а случае, если по объективной причине не удалось исполнить требования в установленный срок, то пользоваться правом обращения в суд с целью оспаривания решений о взыскании исполнительского сбора.
Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение одного из следующих действий (дисциплинарного проступка):
• неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей;
• ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Работник также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.
К работнику могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
• замечание;
• выговор.
К некоторым категориям работников могут применяться дополнительные виды дисциплинарных взысканий, например, строгий выговор к членам экипажа судов обеспечения Военно-Морского Флота.
При наложении дисциплинарного взыскания работодатель обязан учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Запрещено применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами, положениями о дисциплине.
Работодатель обязан соблюдать порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Несоблюдение порядка влечет признание незаконным применения дисциплинарного взыскания.
Порядок применения дисциплинарного взыскания:
1) Работодатель обязан затребовать от работника письменное объяснение о совершенном проступке. В случае непредставления работником объяснения работодатель по истечении 2 рабочих дней обязан составить акт об этом. Работник вправе не представлять работодателю объяснение. При этом непредставление объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
2) Соблюдение сроков применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня его совершения (по результатам аудиторской проверки, ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности - не позднее 2 лет со дня совершения; за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции – не позднее 3 лет со дня совершения).
В эти сроки не включается время отсутствия работника в связи с болезнью, пребыванием в отпуске и время, необходимое на учет мнения представительного органа, время производства по уголовному делу.
3) За один дисциплинарный проступок к работнику может быть применено одно дисциплинарное взыскание.
4) Работодатель обязан издать приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, с которым обязан ознакомить его под роспись в течение 3 рабочих дней, не считая времени отсутствия работника.
При отказе работника ознакомиться с приказом работодатель обязан составить об этом акт.
Работник вправе при ознакомлении с приказом сделать в нем отметку о своем несогласии с ним.
Работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда, суд и комиссию по рассмотрению трудовых споров.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель вправе инициировать изменение условий трудового договора, заключенного с работником.
Причинами, при наличии которых может производиться изменение условий трудового договора, являются:
организационные изменения (изменение в структуре управления организации, внедрение форм организации труда, изменение режимов труда и отдыха и т. д.);
технологические изменения условий труда (внедрение новых технологий производства, усовершенствование рабочих мест, введение новых или изменение технических регламентов).
Не допускается изменение условий трудового договора по иным причинам, а также изменение трудовой функции работника.
Изменение условий трудового договора производится с соблюдением следующих обязательных требований:
1) работодатель обязан предупредить работника не позднее, чем за 2 месяца о предстоящем изменении с указанием причин.
Предупреждение должно быть оформлено в письменном виде. Работник вправе отказаться от работы в измененных условиях.
2) при нежелании работника работать в новых условиях работодатель обязан предложить работнику имеющуюся у него другую работу (вакантную должность соответствующей квалификации, или нижестоящую вакантную должность, или нижеоплачиваемую работу), не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Работник вправе отказаться от предложенной работы.
Предложение другой работы должно быть оформлено в письменном виде.
3) при отсутствии у работодателя другой работы или при отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается.
Отказ работника от предложенной работы должен быть подтвержден письменно.
4) при увольнении работодатель обязан:
выплатить работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка;
произвести полный расчет, включая компенсацию за неиспользованный отпуск;
выдать на руки трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 ТК РФ) у данного работодателя, сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) введено новое понятие: «побочные продукты производства».
Побочный продукт производства – это вещества, предметы, которые образуются в ходе производства основной продукции либо выполнения работ, оказания услуг и не являются целью такого производства, работ, услуг.
Вместе с тем, такие вещества, предметы должны быть пригодны в качестве сырья в последующем производстве или же для потребления в качестве продукции.
В силу п. 1 ст. 51.1 Федерального закона № 7-ФЗ обязанность по отнесению веществ и (или) предметов к отходам либо побочным продуктам производства возлагается на юридических лица и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются такие вещества и (или) предметы, не являющиеся продукцией производства.
Пунктом 8 ст. 51.1 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что побочные продукты производства признаются отходами в случае:
1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;
2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.
Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р установлен перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
В случае, если побочные продукты признаны отходами, необходимо внести плату за НВОС как за размещение. Плата за НВОС за размещение отходов в виде побочных продуктов вносится по итогам истекшего года, квартальные авансовые платежи по этому виду платы не предусмотрены.
С учетом вступления в силу с 01.03.2023 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за НВОС за побочные продукты производства подлежит внесению не позднее 01.03.2024.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ).
помощник Западно-Байкальского межрайонного
природоохранного прокурора
А.В. Колесникова