В Иркутской области в Киренском районе наказание в виде административного ареста было назначено судоводителю, нарушившему правила эксплуатации маломерного судна, и не оплатившему своевременно штраф. Еще 12 человек в Иркутском, Тайшетском, Усольском, Усть-Кутском, Черемховском районах заплатят штраф за различные правонарушения, входящие в компетенцию ГИМС, в двойном размере. В 2024 году такой вид наказания был применен в отношении 8 судоводителей.
Сотрудники Центра государственной инспекции по маломерным судам напоминают, что административный штраф является распространенной санкцией. Однако, лица, совершившие правонарушение и привлеченные к ответственности, зачастую злостно уклоняются от его оплаты в установленный срок. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях он предусмотрен: не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
За неуплату в указанный срок в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Решение о назначении административного наказания в пределах санкции части 1 статьи 20.25 КоАП РФ принимает суд, при этом первоначальный штраф, назначенный постановлением о привлечении к административной ответственности, также должен быть оплачен.
Неуплата административного штрафа не относится к длящимся правонарушениям, в связи с чем, деяние считается совершенным и оконченным на следующий же день по истечении установленного срока – как правило, на 61 день. Суд или надзорный орган направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
С 01.01.2025 на территории Иркутской области действуют дифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленные приказом службы по тарифам области от 30.11.2024 № 79-345-спр.
Приказом службы установлены 3 диапазона объемов потребления электрической энергии: первый диапазон 3900 кВт/ч, второй диапазон от 3901 до 6000 кВт/ч, третий – свыше 6000 кВт/ч.
Для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электроотопительными установками применяется повышающий (сезонный) коэффициент 1,8 на период январь – апрель 2025 года. Это значит первый диапазон стал равен 7020 кВт/ч, второй диапазон от 7021 до 10800 кВт/ч, третий – свыше 10800 кВт/ч.
Без ограничения пороговым значением электроэнергия поставляется многодетным семьям и на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Дополнительно с 01.01.2025 в области введен понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электроэнергию для домов с электроотоплением, расположенных в городах региона.
Информацию об оборудовании жилого помещения электроотопительными установками необходимо направлять в адрес организации, с которой потребителем заключен договор энергоснабжения.
Приказами службы по тарифам Иркутской области на территории области гарантирующими поставщиками электрической энергии являются ООО «Иркутская энергосбытовая компания», АО «Витимэнергобыт», ООО «Русэнергосбыт».
В соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, оборудование дома электроотопительной установкой подтверждается техническим паспортом жилого помещения.
Вместе с тем, в случае невозможности изготовления технического паспорта, или отсутствия в техническом паспорте сведений об электроотопительных установках, сбытовой компанией может быть принята «информация о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению» в соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно подпункта «е» пункта 31, подпункта «д» пункта 31(1), пункта 37 Правил № 354, пункта 2 статьи 155 ЖК РФ расчет платы за коммунальные услуги производится за период с 26 числа прошлого месяца по 25 число текущего месяца, а платежные документы формируются и направляются потребителям до 1 числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, указанные сведения необходимо представить в сбытовую организацию заблаговременно.
В соответствии с п. 31 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Форму и порядок направления документов и информации потребитель может уточнить на официальном сайте гарантирующего поставщика (для территории Иркутского района – ООО «Иркутскэнергосбыт») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях недопущения нарушения требований миграционного законодательства, в частности недопущения фактов фиктивной регистрации и постановки на учет граждан, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» разъяснены содержание действий, образующих признаки преступлений в сфере миграционного законодательства и особенности их квалификации.
Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в РФ на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
Деяния, предусмотренные ст.322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.
Приказом МВД России от 11.08.2020 № 561 утверждены форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и форма заключения об установлении факта их фиктивной постановки на учет по месту пребывания.
Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно ст. 322.3 УК РФ.
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
![]() |
Памятка для присяжных заседателей |
Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей – это форма отправления правосудия, целью которой является постановление судебных решений по уголовному делу с привлечением граждан для обеспечения максимальной состязательности в судебном разбирательстве и беспристрастности принимаемых по делу решений.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.
Главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, - это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.
Присяжные заседатели вправе: участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий; просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
Присяжные заседатели обязаны: присутствовать при рассмотрении уголовного дела и не отлучаться из зала судебного заседания; до удаления в совещательную комнату для вынесения вердикта не выражать свое мнение по уголовному делу и не обсуждать его с другими присяжными заседателями, судом, сторонами, иными лицами (в том числе присяжные заседатели не могут выступать в СМИ); не общаться с лицами, которые не входят в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; не собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; не нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам; отвечать на вопросы, поставленные перед ними в вопросном листе; проголосовать по всем вопросам, поставленным перед присяжными судом; не разглашать государственную и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной в ходе рассмотрения дела, если взята соответствующая подписка.
Необходимо отметить, что в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» установил, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, в том числе Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Таким образом безопасность присяжных заседателей обеспечивается и гарантируется государством.
За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию. Денежное взыскание налагается судом.
Суд присяжных — это важнейший гарант прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Участие в суде в качестве присяжного является конституционным правом и гражданским долгом каждого.
![]() |
Буклет. Прокуратура разъясняет: Как избежать мошеннических действий в интернете |
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на предусмотренные категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
За использование земельного участка не по целевому назначению предусмотрены разные виды юридической ответственности.
В соответствии со ст. 8.8. КоАП РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:
Кто привлекается |
Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена |
Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена |
Граждане |
0,5 - 1% от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 руб. и не более 100 000 руб. |
10 000 - 20 000 руб. |
Должностные лица, в том числе ИП |
1 - 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб. и не более 300 000 руб. |
20 000 - 50 000 руб. |
Организации |
1,5 - 2% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб. и не более 700 000 руб. |
100 000 - 200 000 руб. |
При этом стоит отметить, что ответственность за нарушения порядка использования земельного участка может быть предусмотрена и законодательством субъекта РФ.
Дополнительно следует отметить, что ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Федеральным законом РФ от 08.08.2024 № 307-ФЗ в действие с 01.03.2025 будет введена ст. 85.1 земельного кодекса РФ, согласно которой срок освоения земельного участка из состава земель населенных пунктов составляет три года.
Кроме административной ответственности, нецелевое использование земельного участка может повлечь за собой, в частности, прекращение аренды участка по инициативе арендодателя, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Если участок находится в частной собственности, его могут принудительно изъять в судебном порядке и продать с публичных торгов в порядке ст. 54.1 ЗК РФ:
- когда участок из земель сельхозназначения не используется для такой деятельности. Эти действия возможны, если на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено, что участок не используется по целевому назначению в течение трех и более лет (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона об обороте сельхозземель);
- когда участок из земель сельхозназначения, приобретенный в соответствии со ст. 6 Закона об обороте сельхозземель, не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты приобретения (пп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона);
- когда на участке возведена самовольная постройка (ч. 6, п. 2 ч. 12 ст. 55.32 ГрК РФ).
Если участок с самовольной постройкой является государственной или муниципальной собственностью, то возможны такие последствия:
арендодатель в одностороннем порядке может расторгнуть договор (п. 4 ст. 46 ЗК РФ);
право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования участком может быть принудительно прекращено, а участок изъят по решению исполнительного органа (п. 6.1 ст. 54 ЗК РФ).
Права на участок с самовольной постройкой могут быть прекращены, если застройщик или правообладатель земельного участка не исполнит в определенные сроки требования о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
На работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов (например, постановление о наложении административного штрафа, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.). Такие положения закреплены в ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Работодатель обязан также обеспечить сохранность исполнительных документов, которые относятся к бланкам строгой отчетности. Исполнительные листы и соглашения о выплате алиментов при направлении в организацию передаются бухгалтеру, назначенному приказом руководителя ответственным за их хранение, под роспись.
Полученные документы в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в специальном журнале, который ведется в произвольной форме. Хранить исполнительные документы необходимо в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.
При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации).
В исполнительный документ вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после этого документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней с момента увольнения должника постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника вместе с копией исполнительного документа должны быть направлены заказным письмом или нарочным в службу судебных приставов.
Если работодатель не выполнит обязанность по сообщению информации об увольнении работника, в том числе плательщика алиментов, то, как в отношении лиц, ответственных за предоставление такой информации, так и в отношении организации-работодателя судебный пристав-исполнитель принимает решение о вынесении постановления о наложении административного штрафа в размере, определенном ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению возможно привлечение к уголовной ответственности.
На территории Иркутского района расположено большое количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, в связи с чем зачастую встречаются случаи неиспользование таких земельных участков в соответствии с целевым назначением.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
При этом законодателем предусмотрены определенные признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482), так и критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (Постановление Правительства РФ от 22.07.2011 № 612)
В случае, если земельный участок сельскохозяйственного назначения используется не в соответствии с целевым назначением, в том числе, зарастает сорной растительностью, собственники таких участков (либо иные лица) могут быть привлечены уполномоченными контрольными (надзорными) органами к административной ответственности.
Так, частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение установленного срока.
За указанное предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) регулирует круг отношений, связанных с обеспечением прав граждан на охрану здоровья в Российской Федерации, в число которых входит право на медицинскую помощь.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Одной из форм оказания медицинской помощи является экстренная. Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В силу части 10 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ОМС).
Таким образом, частная медицинская клиника обязана оказывать экстренную медицинскую помощь.
За неоказание медицинской помощи в экстренной форме медицинские организации и медицинские работники несут ответственность (статья 124 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Детские удерживающие устройства должны соответствовать весу и росту ребенка, использоваться в легковом автомобиле либо кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX.
За перевозку детей без автокресла предусмотрен административный штраф.
Для перевозки детей в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, установлены определенные требования. Водителю грозит административный штраф в размере 3 000 руб. в случае перевозки (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ; п. 22.9 ПДД РФ):
1) ребенка в возрасте младше 7 лет без детского автокресла;
2) ребенка в возрасте от 7 до 11 лет (включительно):
без детского автокресла на переднем сиденье легкового автомобиля;
без детского автокресла или ремней безопасности.
Размещение детских кресел в ТС должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации (п. 22.9 ПДД).
Обратите внимание! Адаптеры ремней безопасности («направляющие лямки») не являются детскими удерживающими устройствами (Информация МВД России).
В общем случае штраф за указанное административное правонарушение, которое совершено начиная с 01.01.2025, может быть уплачен в размере 75% от суммы наложенного штрафа не позднее 30 дней со дня вынесения постановления о его наложении. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, ст. 2 Закона от 26.12.2024 N 490-ФЗ).
Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Экстремистская идеология – совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.
К экстремисткой деятельности относится насильственное изменение основ конституционного строя или нарушение территориальной целостности Российской Федерации, ущемление прав граждан, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда превосходства либо неполноценности человека и совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды, использование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций, массовое распространение экстремистских материалов.
За совершение данных деяний предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержится порядка 10, а в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) - 12 статей, предусматривающих ответственность за совершение правонарушений и преступлений экстремистской направленности.
Административные наказания для граждан и должностных лиц могут быть в виде штрафа в размере от 1000 до 200 000 рублей и административного ареста на срок до 15 суток.
Уголовным кодексом Российской Федерации в зависимости от совершенного преступления предусмотрены виды наказаний, начиная от штрафа в размере 300 000 рублей и вплоть до пожизненного лишения свободы.
Кроме того, информация об осужденном включается Федеральной службой по финансовому мониторингу в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Например, статьями 280, 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и повторно совершенные действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
К уголовной ответственности за указанные действия могут быть привлечены лица, достигшие возраста 16 лет.
Если же какое-либо преступление совершено по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды, то данное обстоятельство является отягчающим и влечёт за собой усиление уголовной ответственности, а вышеуказанные мотивы в ряде статей УК РФ являются квалифицирующими признаками и также отягчают ответственность.
Часто встречающимся видом экстремистской деятельности является массовое распространение экстремистских материалов, особенно в сети Интернет.
Такие материалы признаются экстремистскими судом по месту их обнаружения. Федеральный список экстремистских материалов размещается на сайте Министерства юстиции России. За производство и распространение экстремистских материалов предусмотрена административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций – по ст. 20.3 КоАП РФ.
Использование данной символики допускается лишь в случаях, когда в ее процессе формируется негативное отношении к идеологии нацизма и экстремизма.
Также КоАП РФ устанавливает ответственность за:
- действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (статья 20.3.1);
- действия, направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 20.3.2);
- действия, направленные на дискредитацию, воспрепятствование использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях (ст. 20.3.3);
- призывы к осуществлению мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, ее граждан или юридических лиц.
Повторное совершение перечисленных действий содержит признаки уголовно наказуемых деяний.
![]() |
Памятка: Охрана атмосферного воздуха |
Правительством РФ принято Постановление от 14.11.2024 № 1552
«Об утверждении Правил приведения договоров водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей в соответствие со статьей 50 Водного кодекса Российской Федерации, с правилами использования водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления», которое вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Принятый нормативный акт определяет приведения заключенных до
1 марта 2025 г. договоров водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления) в соответствие со статьей 50 Водного кодекса РФ.
В частности, установлен перечень необходимых мероприятий, возлагаемых на органы местного самоуправления, в том числе, порядок формирования комиссии по приведению договоров водопользования в соответствие со статьей 50 Водного кодекса РФ, порядок ее работы и принятия необходимых решений, порядок подписания дополнительных соглашений к договору водопользования.
Субъектами электроэнергетики, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в бытовых условиях потребителям - сетевые организации и гарантирующий поставщик. Для Иркутской области гарантирующим поставщиком является ООО «Иркутскэнергосбыт», также на территории действуют несколько сетевых организаций (ОГУЭП «Облкоммунэнерго», АО «ИЭСК» и иные).
Ответственность указанных субъектов электроэнергетики за предоставление коммунальной услуги электроснабжения ненадлежащего качества (низкое напряжение электрической сети, перерывы в электроснабжении свыше установленных нормативов и др.) устанавливается гражданским законодательством, законодательством об электроэнергетике.
Закон определяет гарантийные обязательства по обеспечению поставки качественной электрической энергии, что является гарантией за пороки, мешающие пользованию электроэнергией, поскольку характеризуются невозможностью потребителя в нормальном, обычном режиме использовать свои электроустановки, энергопринимающие устройства.
Положения гражданского законодательства для договора энергоснабжения предусматривают ответственность, ограниченную взысканием убытков в виде реального ущерба, поскольку устранение недостатков качества электроэнергии физически невозможно (перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскание реального ущерба).
Договор энергоснабжения предполагает, что гарантирующий поставщик электрической энергии (мощности) осуществляет продажу электрической энергии (мощности) потребителю и с привлечением третьих лиц (собственников электрических сетей) оказывает услуги по передаче электроэнергии, а потребитель, в свою очередь, оплачивает как электрическую энергию (мощность), так и услуги по ее передаче.
Одним из основных гарантийных обязательств электроснабжения является качество поставляемой электрической энергии (мощности) на розничных рынках электроэнергии. Качество электрической энергии может нарушаться именно в процессе ее передачи по электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации (либо иному собственнику электрических сетей, например СНТ). Причинами таких нарушений является множество технологических факторов, к которым можно отнести нарушение напряжения электрических сетей (отклонение напряжения, частоты, импульсное напряжение и др.), обрывы кабелей (приводящие к полному временному прекращению передачи электроэнергии), изменение нагрузки и множество других.
С технической точки зрения работа с качеством электроэнергии на розничном рынке входит именно в компетенцию сетевых организаций как собственников инфраструктуры (электрические сети, трансформаторы и т.д.).
Исходя из указанных положений следует, что гарантирующий поставщик несет соответствующие гарантийные обязательства перед потребителем в случае, когда он берет на себя ответственность за урегулирование отношений по передаче ресурса с собственниками электрических сетей.
Таким образом, законодатель по общему правилу возлагает на гарантирующего поставщика бремя исполнения гарантийных обязательств по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества как при заключении договора энергоснабжения, так и при наличии договора купли-продажи.
Гарантирующий поставщик при этом несет ответственность за факт нарушения качества электроэнергии даже несмотря на то, что он не должен и не может в силу сложившейся технико-экономической структуры отрасли, разделения видов деятельности контролировать функционирование электросетей, поскольку у него отсутствует как возможность технологического воздействия непосредственно на электросетевое хозяйство, так и доступ к внутренним данным сетевой организации.
С учетом изложенного, при наличии у потребителя прямого договора электроснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком – ООО «Иркутскэнергосбыт», потребителю в целях привлечения в дальнейшем гарантирующего поставщика к установленной законом ответственности надлежит при каждом факте ненадлежащего электроснабжения оставлять заявки в аварийной службе гарантирующего поставщика, фиксировать нарушения поставки электроэнергии, чтобы в дальнейшем применять меры гражданско-правового характера (заявления о перерасчете платы за коммунальную услугу, претензионная работа, судебные споры) за ненадлежащее электроснабжение.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 242-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменения вступили в законную силу с 19.08.2024.
Так, с 19 августа 2024 года усилена ответственность за сокрытие и искажение экологической информации, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, либо информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, или декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Штраф для граждан составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.
Кроме того, установлена ответственность за повторное нарушение за сокрытие и искажение экологической информации. Санкцией указанной статьи предусмотрено наложение штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (для граждан), от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет (для должностных лиц), от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (для юридических лиц).
Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок - это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
По общему правилу государственным гражданским служащим (далее - госслужащим) запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ; п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.
Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 43 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24; Обзор судебной практики):
входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, вне зависимости от намерения лица выполнить обещанное;
способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
общее покровительство или попустительство по службе;
совершение незаконных действий (бездействие).
За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона № 79-ФЗ).
Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении
![]() |
Буклет: Правила поведения на льду |
![]() |
Буклет: Безопасное обращение детей с электричеством |
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.
В случае, если умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекло по неосторожности смерть потерпевшего, наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
С 1 апреля 2024 года введена ответственность за незаконные производство и оборот табачной и никотинсодержащей продукции, сырья для их производства.
Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации производство, поставка, закупка (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), хранение табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.
Частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) закреплено право истца на отказ от иска.
При этом отказ от иска возможен в случае, если он не противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц. В ином случае суд обязан отказать в его принятии.
Последствием отказа от иска (в случае принятия его судом) является прекращение производства по гражданскому делу (статья 220 ГПК РФ).
Вместе с тем, суд вправе прекратить производство по делу в отношении части исковых требований – например, тех, которые ответчик уже исполнил в добровольном порядке. В таком случае истец вправе отказаться от иска в соответствующей части.
Кроме того, отказ от иска и прекращение производства по делу влечет лишение истца права на обращение в суд с теми же требованиями по тем же основаниям к тому же лицу (статья 221 ГПК РФ), отказ от иска свидетельствует о том, что истец добровольно отказывается от судебной защиты своего права требования, при этом само требование может фактически остаться.
В силу части 1 статьи 101 ГПК РФ по общему правилу при отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются, более того истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела.
Однако в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца могут быть взысканы судом с ответчика.
Кроме того, при отказе от иска истец может вернуть часть уплаченной государственной пошлины
Так, если истец отказался от иска до того, как суд первой инстанции принял решение, ему вернут 70% суммы, а на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50% (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заявить об отказе от иска истец вправе, составив и подав в суд, рассматривающий дело, соответствующее письменное заявление (часть 1 статьи 173 ГПК РФ). При необходимости следует приложить к заявлению документы, подтверждающие возможность отказа от иска. При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства отказаться от иска возможно только в письменной форме, поскольку в этом случае дело рассматривается без вызова сторон и без ведения протокола (части 5, 6 статьи 232.3 ГПК РФ).
Подать заявление истец вправе в бумажном виде (непосредственно в судебном заседании, через канцелярию суда или направив его по почте), а также в электронном виде.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.
Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.
С 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2024 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», предусматривающие, что при постановке на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих критериям отнесения объектам IV категории, исключается.
При этом подтверждение соответствия объекта НВОС критериям объектов IV категории Росприроднадзором и его территориальными органами не предусмотрено, природопользователь самостоятельно определяет категорию негативного воздействия своего объекта.
Обращаем внимание на отсутствие необходимости направления заявлений об исключении из государственного реестра объекта НВОС, поставленного на государственный учет до 01.09.2024.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 830» органам, осуществляющим учет объектов НВОС до конца 2024 года поручено обеспечить исключение учетных сведений об объектах НВОС и уведомить об этом природопользователей в установленном порядке.