Коррупционное преступление — это общественно опасное деяние, при котором должностное лицо или другое уполномоченное лицо использует свое служебное положение для личной выгоды или выгоды других лиц, нарушая законные интересы государства и общества.
Одной из мер уголовно-правового характера в борьбе с коррупционными преступлениями является принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступлений, то есть его конфискация.
В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества подсудимого: денег, ценностей и иного имущества, а также доходов, полученных от использования такого имущества, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.
Имеют место факты, когда лица, совершившие преступления, во избежание уголовного преследования и конфискации имущества оформляют его на членов своей семьи или иных доверенных лиц. В таких случаях применяются положения части 3 статьи 104.1 УК РФ, которой предусмотрена конфискация имущества, переданного осужденным другому лицу (организации), если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» по делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности на основании примечаний к статьям 291 (дача взятки), 291.2 (мелкое взяточничество), 204 (коммерческий подкуп) и 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп).
Вместе с тем деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.
![]() |
Памятка работнику |
![]() |
Памятка работодателю |
![]() |
О работе рабочей группы |
![]() |
Методические рекомендации |
В связи с продолжающейся специальной военной операцией актуальными остаются вопросы признания безвестно отсутствующими либо объявления умершими ее участников в целях обеспечения прав членов их семей на получение мер социальной поддержки, страховых выплат.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, либо объявлен умершим - если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Кроме того, законом установлено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Между тем, Федеральным законом от 14.04.2023 № 120-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», данными изменениями сокращены сроки, в которые участники специальной военной операции могут быть признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими:
Внесенные в закон изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
В целях подтверждения факта отсутствия гражданина либо пропажи его без вести заинтересованные лица могут представить в суд документы, представленные военным комиссариатом, войсковой частью (извещения, выписки из приказов, справки об обстоятельствах исчезновения).
Что нужно знать родителям и детям.
Согласно статистическим данным МВД России в настоящее время молодые люди (младше 18 лет) все чаще становятся жертвами мошенников: пользуясь неопытностью и доверчивостью детей и подростков, злоумышленники крадут деньги с их карты или со четов родителей. Поэтому важно объяснить молодым людям о подобных случаях и угрозах в реальной жизни, Интернете, социальных сетях и мессенджерах.
Опасность кибермошенничества.
Игры пользуются большой популярностью среди детей и подростков и становится чуть ли не основным времяпрепровождением, но стоит помнить, что в некоторых играх используются внутри игровые покупки и обмен предметами, которые могут стать объектом внимания мошенников. Часто встречаются попытки получить доступ к игровым аккаунтам через фишинговые сайты или обманные сообщения. Детей могут уговорить сообщить данные карты или логины и пароли от аккаунтов или банковских приложений. В игровых сообществах могут появляться лица, вовлекающие несовершеннолетних в противозаконные действия: от распространения незаконного контента до участия в отмывании денег. Некоторые игры включают в себя текстовые и голосовые чаты, где может распространяться противоправный и деструктивный контент.
Как помочь ребенку безопасно играть и потреблять контент в Интернете?
1) Будьте информированными и создайте доверительные отношения с ребенком: интересуйтесь игровой индустрией и любимыми играми вашего ребенка, изучайте отзывы на игры, обсуждайте сюжет и игровые достижения. Ребенок не будет скрывать от вас факты и сам сообщить в случае поступления сомнительных сообщений.
2) Отдавайте предпочтение однопользовательским проектам от крупных студий, так как они практически полностью гарантируют безопасный игровой опыт.
3) Используйте родительский контроль: многие платформы имеют инструменты для ограничения времени игры и контроля общения. Также обязательно учитывайте возрастные ограничения на некоторые игры.
4) Обучайте цифровой грамотности: объясните, что такое безопасные пароли, фишинг и как реагировать на подозрительные сообщения. Не
забудьте обсудить и объяснить спокойно и понятно, что даже в игре нельзя передавать личные данные, пароли и платежные реквизиты.
5) Исключите любую «привязку» платежных систем к игровым аккаунтам.
6) Ограничьте доступ детей к вашим платежным средствам.
Основы государственного регулирования отношений, связанных с особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 275-ФЗ лица, виновные в нарушении норм в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
С 1 марта 2025 года уточнена административная ответственность за нарушения по государственному оборонному заказу. Внесенными изменениями все составы административных правонарушений объединены в новую ст. 7.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Так, данной статьей предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:
Нарушение порядка определения начальной максимальной цены контракта при размещении государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 7.30.3 КоАП РФ);
Правом рассмотрения дел по указанным составам административных правонарушений наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Таким образом, российское законодательство формирует комплексный многоуровневый механизм правового принуждения, направленный на обеспечение законности и дисциплины при исполнении государственного оборонного заказа.
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает ряд доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. К указанным видам доходов в первую очередь относятся социальные выплаты и иные поступления лицу, связанные с его личностью.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) статьей 101 устанавливает, что взыскание не может быть обращено на 19 видов доходов, среди которых указаны:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде;
- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- иные виды доходов. Ознакомиться с полным перечнем доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству можно в тексте статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2419-О, статья 101 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и не предполагает их произвольного применения судами и судебными приставами-исполнителями.
При поступлении денежных средств на счет лица, банк присваивает специальный код указанным денежным средствам, в зависимости от источника их поступления (например, для зарплаты и для пенсии коды будут разными). После получения банком или иной кредитной организацией постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке или иной кредитной организации, банк или иная кредитная организация руководствуются указанными кодами при удержании денежных средств.
Таким образом, следует учесть, что при совершении операций с денежными средствами, находящимися на счету в банке или иной кредитной организации, код указанных средств будет меняться, как следствие при объединении на одном счете средств, подлежащих взысканию и не подлежащих взысканию приведет к объединению кодов. Следовательно, целесообразнее иметь отдельный счет, используемый специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ выплат.
Кроме того, следует иметь в виду, что оспорить арест банковского счета на основании указанной нормы можно только в том случае, если счет был открыт специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне выплат. Если помимо них на счет приходят другие средства, арест будет признан законным.
Сегодня номер мобильного телефона – это ключ ко всему: банковским приложениям, электронным госуслугам, данным о недвижимости, социальным сервисам и личной информации. Мошенники это понимают, поэтому все чаще используют сим-карты в своих схемах. Они представляются сотрудниками компаний-операторов сотовой связи, пугают блокировкой номера, требуют "продлить договор", манипулируя страхами и эмоциями людей.
Наиболее распространенными схемами являются следующие:
Схема № 1: "Продление договора обслуживания"
Популярный прием мошенников – звонок от псевдопредставителя оператора связи, уверяющего пользователя в необходимости срочной процедуры продления договора.
Действуя по этом схеме, мошенники обычно просят: передать паспортные данные; продиктовать коды из СМС; зайти в Госуслуги или банковское приложение; перевести деньги на "безопасный счет" или передать курьеру.
Люди боятся возможной блокировки номера и передают свои личные данные, включая секретные коды, злоумышленникам. Результаты предсказуемы: стремительное исчезновение денег со счета или включение в цепочку криминалистических махинаций.
Как себя защитить. Лучше воздержаться от беседы, если неожиданно предлагают поторопиться с принятием решения. Настоящий договор мобильной связи бессрочен и не подразумевает ежегодного обновления. Желательно самому связаться с оператором по известным номерам, размещенным на официальном ресурсе, чтобы снять все сомнения.
Схема № 2: "Замена карты через СМС"
Еще один распространенный метод мошенничества – отправка поддельных СМС-сообщений с предложениями заменить банковскую карту или подключить дополнительные услуги. Сообщения включают вредоносные ссылки на фишинговые сайты, где пользователь вынужден вводить свои данные, что приводит к краже важной информации.
Как себя защитить. Категорически не следует переходить по ссылкам из подозрительных сообщений. Целесообразно проверять источник СМС, сопоставляя полученную информацию с официальными каналами связи банка или оператора.
Схема № 3: "Оформление кредита чужими руками"
Это более сложный сценарий, в котором мошенники проникают в учетную запись пользователя на портале госуслуг и приступают к оформлению займов или кредитов на чужое имя. Подобный случай трудно обнаружить на начальном этапе, ведь мошенники меняют персональные данные и адреса доставки.
Как себя защитить. Стоит систематически проверять состояние своих профилей на сайтах банков и государственных сервисов. Крайне желательно включить двухфакторную аутентификацию, чтобы повысить трудность вторжения в аккаунт. Кроме того, сейчас пользователям доступно установление самозапрета на оформление кредитов.
Важность соблюдения простых мер безопасности:
-отвязывать старые телефонные номера от важных аккаунтов, особенно банковских приложений и портала госуслуг;
-регулярно проверять активность на личных сервисах и менять пароли при малейших подозрениях;
-обращаться к операторам связи для расторжения контрактов на телефоны, которыми вы больше не пользуетесь.
Отправлять смс с кодом во время звонка запрещено!
1. С 01.06.2025 начал действовать Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ, направленный на защиту граждан от киберпреступников. Документ включает две ключевые меры: 1. Запрет на отправку СМС-сообщений с подтверждающими кодами во время активного телефонного разговора абонента. Это значит, что уведомления от госуслуг или банков с важными шифрами поступят на смартфон только после завершения звонка. Это касается и смены пароля на госуслугах. Если абонент совершает или принимает вызов, одноразовый пароль для подтверждения изменения доступа в аккаунт временно не отправляется, чтобы исключить вероятность перехвата данных мошенниками. Особенно важна эта мера при атаках с применением методов демонстрации экранов устройств.
2. Полный запрет на общение с гражданами и клиентами через иностранные мессенджеры. Организации, банки, операторы связи, маркетплейсы и госструктуры не могут использовать приложения иностранных разработчиков для рассылки сообщений и взаимодействия с населением. Сообщения от государственных органов или кредитных организаций, приходящие через иностранные сервисы, считаются признаками мошенничества.
Законодательство Российской Федерации определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
За строгой юридической формулировкой Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» скрывается и глубокий смысл, лежащий вне правового поля, основанный на моральных и нравственных ориентирах людей.
Нашими согражданами, которые приобрели гражданство Российской Федерации по рождению, такой правовой статус воспринимается как само собой разумеющийся и неотъемлемый. И это справедливо в первую очередь в силу закона – гражданин России не может быть лишен гражданства Российской Федерации, выслан за пределы страны или выдан иностранному государству. Гражданам России, находящимся за ее пределами, предоставляется защита и покровительство.
В то же время если гражданство Российской Федерации приобретено не по праву рождения, а по иным основаниям, в том числе в случаях приема в гражданство России иностранного гражданина либо лица без гражданства, то гражданство Российской Федерации по закону может быть прекращено в принудительном порядке. Одним из оснований для принятия такого решения является совершение преступления из числа указанных в части первой статьи 24 упомянутого закона.
Перечень таких криминальных посягательств довольно широк и включает отдельные особо тяжкие квалифицированные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, незаконный оборот поддельных денег, преступления террористического характера и экстремистской направленности, бандитизм, организация преступного сообщества и участие в нем, отдельные посягательства, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, государственная измена и шпионаж, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уклонение от прохождения военной службы и дезертирство – всего более 60 статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Законом особо определено, что по указанному основанию гражданство России прекращается независимо от времени совершения соответствующего преступления, даты вынесения приговора суда об осуждении лица за совершение соответствующего преступления и даты принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации.
Механизм реализации законодательных требований также определен – в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел судом направляется копия вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение одного из приведенных выше преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление).
Не остаются в стороне от обозначенных вопросов органы прокуратуры – они исследуются при изучении материалов уголовных дел, поступивших прокурору для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд, в том числе в части полноты собранного следствием материала, характеризующего личность обвиняемого.
Кроме того, поскольку именно органы прокуратуры законом определены в качестве ведомства, осуществляющего государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, прокуратурой проводится мониторинг официальных статистических данных о криминогенной обстановке, предоставляемых в том числе следственными органами. Этот мониторинг затрагивает и данные о совершении преступных посягательств так называемыми натурализованными гражданами. Каждый подобный случай оценивается с точки зрения наличия оснований для прекращения гражданства Российской Федерации.
Помощник прокурора Иркутского района
Григорьева С.Л.
Исключение из общего правила действия уголовного закона во времени называется обратной силой уголовного закона.
По смыслу части 1 статьи 10 УК РФ имеющим обратную силу является уголовный закон, которым в нормы Общей и (или) Особенной частей УК РФ вносятся изменения, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение лиц, совершивших общественно опасные деяния до вступления такого закона в силу, и в связи с этим подлежащие обязательному применению по конкретным уголовным делам в отношении указанных лиц, включая отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Следует иметь в виду, что устранение преступности деяния может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовный закон, но и путем отмены или изменения нормативных правовых актов иной отраслевой принадлежности, к которым отсылают бланкетные нормы уголовного закона (например, вследствие повышения стоимости похищенного имущества, влекущего административную ответственность за мелкое хищение).
Необходимо иметь в виду, что положения статьи 10 УК РФ ограничивают распространение нового уголовного закона, которому придается обратная сила, моментом погашения или снятия судимости, поскольку с данного момента устраняются все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью.
Если новый уголовный закон в одной своей части смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего общественно опасное деяние, и одновременно с этим в другой части усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица (например, повышает верхний предел наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией нормы Особенной части УК РФ, и вместе с тем снижает нижний предел наказания или размер дополнительного наказания либо полностью исключает данный вид наказания из санкции нормы), то совершенное лицом деяние квалифицируется по уголовному закону в редакции, действовавшей на момент его совершения, но при этом подлежат применению все предусмотренные новым уголовным законом изменения, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение указанного лица.
В случаях, когда новый уголовный закон начал действовать после вступления приговора в законную силу, осужденный за деяние, преступность которого устранена этим законом, подлежит освобождению от отбывания наказания. Лицо, которое было освобождено судом от отбывания наказания в связи с принятием уголовного закона, устраняющего преступность деяния, считается несудимым за соответствующее деяние.
Решая вопрос об освобождении осужденного от наказания или о смягчении ему наказания, суд основывает постановление только на обстоятельствах, установленных вступившим в законную силу приговором суда, назначившего наказание, и не вправе оценивать правильность применения этим судом уголовного закона. Если в ходе рассмотрения ходатайства или представления о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством будет установлено, что новый уголовный закон не улучшает положение осужденного, то суд выносит постановление об отказе в удовлетворении такого ходатайства или представления.
Помощник прокурора Иркутского района
Григорьева С.Л.
Терроризм представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз безопасности современного общества. Преступления террористического характера направлены на запугивание населения, дестабилизацию государственной власти и нарушение общественного порядка. В связи с этим законодательство большинства стран предусматривает строгую уголовную ответственность за совершение таких преступлений.
В Российском уголовном кодексе преступления террористического характера подробно регламентированы в главе 34. К таким преступлениям относятся организация и участие в террористической деятельности, подготовка и осуществление террористических актов, финансирование терроризма, а также призывы к терроризму. Особое внимание уделяется предотвращению подобных преступлений, что отражается в ужесточении наказаний.
Уголовная ответственность за террористические преступления включает в себя различные меры наказания, начиная от длительных сроков лишения свободы и до пожизненного заключения. Например, организация террористического акта или участие в нем может повлечь за собой наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Кроме того, законодательство предусматривает ответственность за пособничество, укрывательство и финансирование террористов.
Особенностью уголовной ответственности за терроризм является её превентивный характер. Закон предусматривает наказание не только за совершённые акты, но и за подготовительные действия, что позволяет правоохранительным органам эффективно бороться с угрозой на ранних этапах.
В этот непростой для страны период находятся желающие сделать ложное сообщение о готовящемся террористическом акте: взрыве, поджоге или заминировании какого-либо общественно значимого объекта, по телефону или с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма как уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в информировании лицом других лиц, органов или организаций о не соответствующих действительности фактах совершения им или иными лицами в будущем взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Подобные действия преступны. Уголовная ответственность наступает с 14 лет. Наказание за них может последовать в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
В первую очередь такая «шалость» создает реальные проблемы для обычных граждан, например, не дает им пользоваться общественным транспортом, посещать магазины, объекты культуры и спорта, обращаться за помощью в органы власти.
Важно отметить, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего не только уголовное преследование, но и профилактические меры, международное сотрудничество и повышение общественной осведомлённости.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время растет количество преступлений, связанных с хищением денежных средств с банковских карт граждан путем мошеннических действий. Зачастую граждане добровольно выдают сведения о своих данных мошенникам, которые представляются сотрудниками банков, представителями различных фирм, магазинов.
Распространились случаи дистанционного мошенничества, связанного с предложением трудоустроиться сотрудником call-центра одного из коммерческих банков. Вакансии о трудоустройстве, как правило, размещены на сайте Avito. Работать необходимо удаленно, обещается гарантированный заработок, бонусы в случае успешной работы. Однако соискателям необходимо сначала пройти обучение, которое заключается в совершении звонков потенциальным клиентам с предложением им банковских услуг. По результатам обучения «работодателем» сообщается, что обучение завершено, и куратор просит зарегистрироваться в банковской системе. Для этого работнику нужно прислать код из пришедшего на телефон СМС. После того, как работник сообщает код, мошенники получают доступ к банковской системе, сведениям гражданина, а главное возможность оформления кредитов, что они и делают.
Еще один сценарий мошенничества связан со звонками гражданам «сотрудниками call-центров мобильных операторов», которые сообщают, что номер гражданина якобы попал в реестр «серых» сим-карт и находится под угрозой блокировки. Первый этап обмана включает сбор базовых персональных данных. Под предлогом "спасения" номера мошенники запрашивают: ФИО владельца, адрес электронной почты, номер ИНН или СНИЛС. После чего просят сообщить поступивший код из СМС, который нужен для «закрепления номера за владельцем». На самом же деле, получив код, злоумышленник получает доступ к личному кабинету абонента, где хранятся все персональные данные.
Важно помнить: настоящие сотрудники операторов связи никогда не запрашивают подобные данные по телефону и не просят сообщать коды из SMS-сообщений. При получении подобных звонков следует немедленно прекратить разговор и обратиться в службу поддержки своего оператора официальным путём.
Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок - это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.
Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 43 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24; Обзор судебной практики):
входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, вне зависимости от намерения лица выполнить обещанное;
способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
общее покровительство или попустительство по службе;
совершение незаконных действий (бездействие).
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества (далее - наркотические средства), означает их неконтролируемое распространение и употребление. Это негативно влияет на состояние здоровья населения, социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику и правопорядок.
Уголовная ответственность по статье 228 УК РФ наступает за приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ № 681 от 30.06.1998.
Вопрос об ответственности не связан с наступлением определенных общественно опасных последствий. Для признания преступления оконченным достаточно самого факта нарушения правил обращения с наркотиками.
Уголовная ответственность по статье 228 УК РФ наступает в том случае, если предусмотренные в ней действия были совершены без цели сбыта. Это означает, что, когда виновный приобретал или хранил наркотическое средство или психотропное вещество, он не имел умысла на передачу их в распоряжение другого лица.
В зависимости от размера обнаруженного у виновного наркотического средства санкция статьи 228 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет при наличии значительного размера наркотического средства, от 3 до 10 лет лишения свободы за крупный размер, от 10 до 15 лет лишения свободы при особо крупном размере.
Согласно примечанию к статье 228 УК РФ при добровольной сдаче наркотических средств, лицо, совершившее преступление, подлежит освобождению от уголовной ответственности.
Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение данного преступления возможно при наличии совокупности условий: добровольной сдачи лицом наркотических средств и его активных действий, которые способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.
Следует отметить, что важными задачами остаются выявление и пресечение каналов контрабанды наркотиков в Россию, недопущение незаконного распространения их на территории страны, профилактика и пресечение противоправных действий со стороны граждан.
Опасность подстерегает детей повсюду: на детской площадке, в транспорте, школе, дома. Трагедия может случиться из-за стечения обстоятельств, но бывают случаи, когда виноваты взрослые, которые недостаточно внимательно присматривали за детьми.
Маленькие дети, даже на мгновение, оставшись без присмотра, выпадают из окон многоквартирных домов, тонут при купании в ванной/бассейне или в открытых водоемах, получают термические ожоги, отравления или иные травмы, не совместимые с жизнью.
Семейный кодекс Российской Федерации возложил обязанности по воспитанию детей, обучению, заботе о них и об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
Необходимо знать, что нерадивые родители, по вине которых пострадали дети, при определенных условиях могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Так, статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за оставление в опасности, которая заключается в заведомом оставлении ребенка в угрожающем его жизни или здоровью положении. Виновный понесет наказание вплоть до лишения свободы на срок до одного года, если он имел реальную возможность и был обязан оказать ребенку необходимую помощь, но не сделал этого.
В случае, если родители или иные законные представители вследствие грубой невнимательности, неосмотрительности, причиняют ребенку по неосторожности смерть, то их действия квалифицируются по статье 109 Уголовного кодекса Российской Федерации. За данные действия виновные понесут наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет. В случае, если их неосторожные действия повлекли смерть двух и более человек, то наказание предусматривает лишение свободы на срок до 4 лет
В России блогер – это человек, регулярно публикующий информацию в сети «Интернет» для широкой аудитории.
При размещении информации блогеры обязаны соблюдать законодательство, включая обеспечение достоверности, защиту интеллектуальных прав, недопущение публикации запрещённой информации и конфиденциальность частной жизни.
Блогеры несут ответственность за достоверность публикаций. Распространение заведомо ложной информации, создающей угрозу жизни или здоровью, влечет административную или уголовную ответственность.
Законодательство строго ограничивает распространение экстремистских, террористических материалов, пропаганды войны, нацистской символики, а также разжигание ненависти. За такие действия предусмотрена административная и уголовная ответственность. Блогеры также ответственны за распространение инструкций по изготовлению взрывчатых веществ, оружия и информации, оскорбляющей человеческое достоинство.
Особое внимание уделяется защите частной жизни и персональных данных. Блогеры не должны распространять личную информацию без согласия граждан.
Деятельность блогеров требует высокой ответственности и правовой грамотности.
Статья 319 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за оскорбление представителя власти. Согласно примечанию к статье 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий.
Во-первых, оскорбление должно носить публичный характер, т.е. факт оскорбления должен быть известен третьим лицам или одному лицу, при этом виновный осознает противоправность своих действий.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется в иной период, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др. В целях установления характера оскорбительных действий органами предварительного следствия назначаются судебно-лингвистические экспертизы.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Основной целью совершения является нарушение нормальной деятельности органов власти, либо ущемление их авторитета, равно унижение чести и достоинства конкретного представителя власти.
Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.
За преступление, квалифицируемое по ст. 319 УК РФ, наказание может предусматривать штраф в сумме до 40 000 рублей либо в эквиваленте зарплаты осужденного, а равно иного дохода за период до 3 месяцев, либо до 360 часов обязательных работ, либо до 1 года исправительных работ. В данном случае важно помнить, что даже при безобидном штрафе для виновного лица наступают определенные уголовно-правовые последствия, которые зачастую имеют более неприятный характер для близкого родственников виновного.
Российское законодательство предусматривает ряд налоговых льгот и освобождений от страховых взносов для граждан, участвующих в специальной военной операции (СВО), а также для членов их семей. Эти меры направлены на оказание комплексной социальной поддержки и снижение финансовой нагрузки на эти категории граждан.
Налоговые льготы
Для участников СВО и членов их семей предусмотрен комплекс налоговых льгот, направленных на снижение финансовой нагрузки:
Освобождение от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Выплаты, компенсации и пособия, получаемые участниками СВО и их семьями в связи с участием в специальной военной операции, освобождаются от обложения НДФЛ. Это касается как денежного довольствия, так и единовременных денежных выплат, а также других видов материальной поддержки. Данная мера направлена на сохранение максимального объёма средств, предназначенных для социальной защиты.
Отсрочка по уплате налогов и сборов. Для мобилизованных индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями, предусмотрена возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов и страховых взносов. Это позволяет им продолжать деятельность или минимизировать финансовые риски в период отсутствия. Также продлеваются сроки представления налоговых деклараций и отчётности.
Освобождение от государственной пошлины. Участники СВО и члены их семей освобождаются от уплаты государственной пошлины за восстановление утерянных или испорченных документов, таких как паспорта и водительские удостоверения. Это упрощает административные процедуры и снижает непредвиденные расходы.
Страховые взносы
В части страховых взносов также предусмотрены значительные меры поддержки для участников СВО и их семей:
Приостановление уплаты страховых взносов. Для лиц, проходящих военную службу, предусмотрено приостановление обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование по месту их основной работы. В течение этого периода государством обеспечивается их социальная защита, включая формирование пенсионных прав и доступ к медицинскому обслуживанию.
Сохранение страхового стажа. Периоды участия в СВО засчитываются в страховой стаж в двойном размере, что положительно сказывается на пенсионных правах военнослужащих и добровольцев. Это обеспечивает им более выгодные условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Государственное страхование. Жизнь и здоровье военнослужащих подлежат обязательному государственному страхованию.
В трудовом законодательстве РФ, помимо основного ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотрены дополнительные отпуска, которые служат механизмом социальной защиты и восстановления трудоспособности работников.
Дополнительный отпуск — это оплачиваемый отдых, предоставляемый сверх основного. Он носит компенсационный или поощрительный характер, компенсируя неблагоприятные условия труда, повышенные нагрузки или поощряя за продолжительную работу. Продолжительность зависит от фактически отработанного времени в особых условиях. Дни основного и дополнительного отпусков суммируются и учитываются при составлении графика отпусков.
Право на дополнительный отпуск имеют не все, а только определённые категории работников, согласно статье 116 ТК РФ:
Работодатель также может устанавливать дополнительные отпуска по своей инициативе, закрепляя условия в локальных актах или коллективных договорах.
Порядок предоставления дополнительных отпусков регламентируется трудовым законодательством. Условия должны быть чётко закреплены в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Согласно пункту 2 статьи 120 ТК РФ, календарные дни дополнительных отпусков не должны совпадать с периодами других отпусков. Суммирование основного и дополнительного отпусков является стандартной практикой, общее количество дней фиксируется в графике отпусков.
![]() |
Памятка кандидатам в присяжные заседатели |
В мае стартовал очередной ежегодный Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».
Конкурс проводится по трем номинациям («Лучший плакат», «Лучший рисунок», «Лучший видеоролик») в трех возрастных группах (от 10 до 15 лет; от 16 до 20 лет; от 21 до 25 лет). Предлагаем в своих работах отразить свои идеи и представления о борьбе с коррупцией, а также роль и значение международного сотрудничества в данном направлении.
Прием конкурсных работ осуществляется до 1 октября 2025 года на сайте конкурса www.anticorruption.life, где также размещены правила его проведения, регламентирующие условия участия, критерии оценки работ.
Правила проведения международного конкурса доступны на сайте конкурса на официальных языках Организации Объединенных Наций (русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском).
По сформировавшейся традиции подведение итогов конкурса планируется приурочить к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
Выражаем надежду, что указанный проект привлечет широкое внимание к вопросам профилактики коррупции и внесет весомый вклад в формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 7 календарных дней.
Согласно части 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Трудовое законодательство гарантирует предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска только при наличии факта работы с вредными и (или) опасными условиями труда.
Факт наличия вредных условий труда устанавливается специальной оценкой условий труда.
Предоставляемые гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (3 класс) 2, 3, 4 степени и (или) опасными условиями труда (4 класс), не могут быть ухудшены, а размеры снижены без подтверждения улучшения условия труда соответствующих работников результатами специальной оценки условия труда.
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.