Правовое просвещение

Правительством РФ принято Постановление от 14.11.2024 № 1552
«Об утверждении Правил приведения договоров водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей в соответствие со статьей 50 Водного кодекса Российской Федерации, с правилами использования водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления», которое вступает в силу с 1 марта 2025 г.

Принятый нормативный акт определяет приведения заключенных до
1 марта 2025 г. договоров водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления) в соответствие со статьей 50 Водного кодекса РФ.

В частности, установлен перечень необходимых мероприятий, возлагаемых на органы местного самоуправления, в том числе, порядок формирования комиссии по приведению договоров водопользования в соответствие со статьей 50 Водного кодекса РФ, порядок ее работы и принятия необходимых решений, порядок подписания дополнительных соглашений к договору водопользования.

Субъектами электроэнергетики, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в бытовых условиях потребителям - сетевые организации и гарантирующий поставщик. Для Иркутской области гарантирующим поставщиком является ООО «Иркутскэнергосбыт», также на территории действуют несколько сетевых организаций (ОГУЭП «Облкоммунэнерго», АО «ИЭСК» и иные).

Ответственность указанных субъектов электроэнергетики за предоставление коммунальной услуги электроснабжения ненадлежащего качества (низкое напряжение электрической сети, перерывы в электроснабжении свыше установленных нормативов и др.) устанавливается гражданским законодательством, законодательством об электроэнергетике.

Закон определяет гарантийные обязательства по обеспечению поставки качественной электрической энергии, что является гарантией за пороки, мешающие пользованию электроэнергией, поскольку характеризуются невозможностью потребителя в нормальном, обычном режиме использовать свои электроустановки, энергопринимающие устройства.

Положения гражданского законодательства для договора энергоснабжения предусматривают ответственность, ограниченную взысканием убытков в виде реального ущерба, поскольку устранение недостатков качества электроэнергии физически невозможно (перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскание реального ущерба).

Договор энергоснабжения предполагает, что гарантирующий поставщик электрической энергии (мощности) осуществляет продажу электрической энергии (мощности) потребителю и с привлечением третьих лиц (собственников электрических сетей) оказывает услуги по передаче электроэнергии, а потребитель, в свою очередь, оплачивает как электрическую энергию (мощность), так и услуги по ее передаче.

Одним из основных гарантийных обязательств электроснабжения является качество поставляемой электрической энергии (мощности) на розничных рынках электроэнергии. Качество электрической энергии может нарушаться именно в процессе ее передачи по электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации (либо иному собственнику электрических сетей, например СНТ). Причинами таких нарушений является множество технологических факторов, к которым можно отнести нарушение напряжения электрических сетей (отклонение напряжения, частоты, импульсное напряжение и др.), обрывы кабелей (приводящие к полному временному прекращению передачи электроэнергии), изменение нагрузки и множество других.

С технической точки зрения работа с качеством электроэнергии на розничном рынке входит именно в компетенцию сетевых организаций как собственников инфраструктуры (электрические сети, трансформаторы и т.д.).

Исходя из указанных положений следует, что гарантирующий поставщик несет соответствующие гарантийные обязательства перед потребителем в случае, когда он берет на себя ответственность за урегулирование отношений по передаче ресурса с собственниками электрических сетей.

Таким образом, законодатель по общему правилу возлагает на гарантирующего поставщика бремя исполнения гарантийных обязательств по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества как при заключении договора энергоснабжения, так и при наличии договора купли-продажи.

Гарантирующий поставщик при этом несет ответственность за факт нарушения качества электроэнергии даже несмотря на то, что он не должен и не может в силу сложившейся технико-экономической структуры отрасли, разделения видов деятельности контролировать функционирование электросетей, поскольку у него отсутствует как возможность технологического воздействия непосредственно на электросетевое хозяйство, так и доступ к внутренним данным сетевой организации.

С учетом изложенного, при наличии у потребителя прямого договора электроснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком – ООО «Иркутскэнергосбыт», потребителю в целях привлечения в дальнейшем гарантирующего поставщика к установленной законом ответственности надлежит при каждом факте ненадлежащего электроснабжения оставлять заявки в аварийной службе гарантирующего поставщика, фиксировать нарушения поставки электроэнергии, чтобы в дальнейшем применять меры гражданско-правового характера (заявления о перерасчете платы за коммунальную услугу, претензионная работа, судебные споры) за ненадлежащее электроснабжение.

Федеральным законом от 08.08.2024 № 242-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изменения вступили в законную силу с 19.08.2024.

Так, с 19 августа 2024 года усилена ответственность за сокрытие и искажение экологической информации, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, либо информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, или декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Штраф для граждан составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Кроме того, установлена ответственность за повторное нарушение за сокрытие и искажение экологической информации. Санкцией указанной статьи предусмотрено наложение штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (для граждан), от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет (для должностных лиц), от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (для юридических лиц).

Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок - это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

По общему правилу государственным гражданским служащим (далее - госслужащим) запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ; п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.

Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.

Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.

Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 43 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24; Обзор судебной практики):

входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, вне зависимости от намерения лица выполнить обещанное;

способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

общее покровительство или попустительство по службе;

совершение незаконных действий (бездействие).

За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона № 79-ФЗ).

Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

В случае, если умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекло по неосторожности смерть потерпевшего, наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

С 1 апреля 2024 года введена ответственность за незаконные производство и оборот табачной и никотинсодержащей продукции, сырья для их производства.

Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации производство, поставка, закупка (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), хранение табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) закреплено право истца на отказ от иска.

При этом отказ от иска возможен в случае, если он не противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц. В ином случае суд обязан отказать в его принятии.

Последствием отказа от иска (в случае принятия его судом) является прекращение производства по гражданскому делу (статья 220 ГПК РФ).

Вместе с тем, суд вправе прекратить производство по делу в отношении части исковых требований – например, тех, которые ответчик уже исполнил в добровольном порядке. В таком случае истец вправе отказаться от иска в соответствующей части.

Кроме того, отказ от иска и прекращение производства по делу влечет лишение истца права на обращение в суд с теми же требованиями по тем же основаниям к тому же лицу (статья 221 ГПК РФ), отказ от иска свидетельствует о том, что истец добровольно отказывается от судебной защиты своего права требования, при этом само требование может фактически остаться.

В силу части 1 статьи 101 ГПК РФ по общему правилу при отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются, более того истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела.

Однако в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца могут быть взысканы судом с ответчика.

Кроме того, при отказе от иска истец может вернуть часть уплаченной государственной пошлины

Так, если истец отказался от иска до того, как суд первой инстанции принял решение, ему вернут 70% суммы, а на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50% (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).

Заявить об отказе от иска истец вправе, составив и подав в суд, рассматривающий дело, соответствующее письменное заявление (часть 1 статьи 173 ГПК РФ). При необходимости следует приложить к заявлению документы, подтверждающие возможность отказа от иска. При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства отказаться от иска возможно только в письменной форме, поскольку в этом случае дело рассматривается без вызова сторон и без ведения протокола (части 5, 6 статьи 232.3 ГПК РФ).

Подать заявление истец вправе в бумажном виде (непосредственно в судебном заседании, через канцелярию суда или направив его по почте), а также в электронном виде.

С 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2024 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», предусматривающие, что при постановке на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих критериям отнесения объектам IV категории, исключается.

При этом подтверждение соответствия объекта НВОС критериям объектов IV категории Росприроднадзором и его территориальными органами не предусмотрено, природопользователь самостоятельно определяет категорию негативного воздействия своего объекта.

Обращаем внимание на отсутствие необходимости направления заявлений об исключении из государственного реестра объекта НВОС, поставленного на государственный учет до 01.09.2024.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 830» органам, осуществляющим учет объектов НВОС до конца 2024 года поручено обеспечить исключение учетных сведений об объектах НВОС и уведомить об этом природопользователей в установленном порядке.

Прокуратура района информирует, что в соответствии со статьями 443, 444 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда.

В случае, если суд, вновь рассматривавший дело, не разрешил вопрос о повороте исполнения решения суда, ответчик вправе подать в этот суд заявление о повороте исполнения решения суда.

Таким образом, в случае взыскания денежных средств на основании судебного решения, которое в дальнейшем отменено, с целью возврата взысканных денежных средств необходимо обратиться в суд, вынесший судебный акт, с заявлением о повороте исполнения судебного решения.

Под оскорблением в соответствии со статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Для квалификации правонарушения в качестве оскорбления необходимо установить наличие нескольких обязательных элементов:

- факт унижения чести и достоинства;

- наличие неприличной формы выражения.

Оскорбление может быть выражено в устной или письменной форме. Кроме этого, следует учитывать, что оскорбление может быть выражено не только в словесной форме, но и в невербальной, например, жесты, звуки, пощечины, плевки и т.д.

Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем. Неприличные действия, образующие объективную форму оскорбления, должны быть направлены именно на конкретное лицо, а не на всю ситуацию или происходящие события в целом.

Оскорбление влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Необходимо также иметь ввиду, что оскорбления, совершенные путем направления СМС-сообщений либо личных сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или социальных сетях, подлежат квалификации по части 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Размещение оскорблений на страницах в социальных сетях, доступных для неопределенного круга лиц, либо в групповых чатах мессенджеров подлежит квалификации по части 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исключение из общего правила действия уголовного закона во времени называется обратной силой уголовного закона.

Обратная сила уголовного закона состоит в том, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость (ст. 10 УК).

Существование нормы об обратной силе уголовного закона - одно из конкретных проявлений принципа гуманизма уголовного законодательства. Положение об обратной силе уголовного закона применяется тогда, когда виновный осуществляет свой преступный замысел при действии одного уголовного закона, а к уголовной ответственности привлекается уже при другом уголовном законе (так называемая коллизия законов).

Если последний уголовный закон оказывается более мягким, улучшает положение преступника или вообще не признает его таковым, следственные и судебные работники обязаны применить именно этот закон вне зависимости от закона времени совершения деяния.

Новый уголовный закон не имеет обратной силы в тех случаях, когда он устанавливает преступность деяния, усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица (ст. 10 УК). Эта норма выводится из предыдущей - о законах, наделенных обратной силой.

Правовой статус лица, привлекаемого к уголовной ответственности, не может меняться в худшую сторону, если уже после совершения им деяния принят новый уголовный закон. В подобных ситуациях действует общее правило: лицо осуждается либо освобождается от ответственности по старому закону - закону времени совершения деяния.

Закон, устраняющий преступность деяния, - это закон, согласно которому деяние, бывшее по старому закону преступлением, перестает быть таковым, переносится в разряд административных, дисциплинарных, гражданских, аморальных проступков или же становится безразличным для отраслей права либо поощряется ими. Устраняющий преступность деяния закон может исключить из УК статью, предусматривающую это деяние, или же изменить диспозицию статьи, введя в нее новые признаки, только при наличии которых деяние является преступлением.

Порядок применения уголовного закона, смягчающего наказание, к лицам, уже отбывающим наказание, определен в ч. 2 ст. 10 УК: «Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом».

Понятие закона, иным образом улучшающего положение лица, - новое для российского уголовного права. Оно предусмотрено УК РФ 1996 г. С его введением значительно расширен перечень законов, обладающих обратной силой. К ним относятся законы, содержащие нормы Общей части, которые не устанавливают преступность и наказуемость деяния.

В их числе - нормы о давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения приговора, применении условно-досрочного освобождения, погашении и снятии судимости и т.д. Например, согласно ч. 1 ст. 73 УК, условное осуждение может быть назначено лицам, осужденным к содержанию в дисциплинарной воинской части, что ранее было невозможно. Испытательный срок может минимально составлять 6 месяцев, а не год, что имело место по старому уголовному закону (ст. 44 УК РСФСР 1960 г.). В этих частях ст. 73 УК 1996 г. имеет обратную силу.

pdf ico Буклет: основания уголовной ответственности

Указом Президента РФ от 11.09.2023 N 669 (ред. от 28.06.2024) "О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям военнослужащих" в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих, гражданам Российской Федерации, которые призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (в том числе направлены в войска национальной гвардии Российской Федерации для прохождения военной службы), являвшимся получателями пенсии за выслугу лет, которая была назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и выплата которой приостановлена в соответствии с частью второй статьи 6 названного Закона Российской Федерации, установлена дополнительно к денежному содержанию ежемесячную компенсационную выплату в размере 100 процентов пенсии за выслугу лет, выплачиваемой на день приостановления ее выплаты, с учетом ежемесячной доплаты к указанной пенсии в размере, установленном статьей 2 Федерального закона от 25 февраля 2022 г. N 23-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и увеличения (индексации) размера пенсии после приостановления ее выплаты. Выплата полагается гражданам РФ, призванным на военную службу по мобилизации (в том числе направленным в войска нацгвардии РФ для прохождения военной службы). Важное условие: это те лица, которым приостановили выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, назначенную по названному Закону.

Указанная выплата полагается и в том случае, если военнослужащие (п. 2 Указа Президента РФ от 28.06.2024 N 554): выведены из состава воинских частей (подразделений) для восстановления боеспособности либо направлены для обучения (подготовки, переподготовки) по ВУС на срок не более трех месяцев; непрерывно находятся на стационарном лечении, в отпуске по болезни или признаны временно не годными к военной службе, на срок не более одного месяца; находятся в основном отпуске не более чем 30 суток; направлены в служебные командировки из районов выполнения задач СВО для выполнения определенных задач, на срок не более 10 суток.

Правила осуществления выплаты утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2024 N 1385 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2024 г.

С 1 июля 2024 года действует новый порядок рассмотрения обращений граждан - потребителей финансовых услуг. В соответствии с новым Законом (Федеральный закон от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") все финансовые организации будут обязаны сами рассматривать такие обращения. Банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй и другие финансовые организации обязаны рассматривать обращения граждан и отвечать на них в течение 15 рабочих дней (в некоторых случаях срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней).

Обращение, поступившее в Банк России, в течение 7 рабочих дней будет направлено в ту финансовую организацию, на действия которой жалуется потребитель. Финансовая организация обязана ответить на поступившее обращение в течение 15 рабочих дней со дня его регистрации (если иной срок не предусмотрен федеральными законами для отдельной категории обращений). Этот период может быть увеличен максимум на 10 дней, если для решения вопроса компании потребуются дополнительные документы и материалы. По результатам рассмотрения обращения финансовая организация направит гражданину ответ, а копию ответа - в Банк России. Если Банк России не получит от финансовой организации копию ответа, то он самостоятельно рассмотрит обращение и ответит заявителю. Для регулятора срок ответа также составляет 15 рабочих дней (с правом продления не более чем на 10 рабочих дней). Банк России не будет направлять жалобу гражданина в финансовую организацию и рассмотрит ее самостоятельно, если к ней прикреплена копия ответа финансовой организации, который не устраивает заявителя (если ранее он уже обращался в финансовую организацию), или если заявитель откажется от перенаправления его обращения в финансовую организацию. Обращение можно отправить через интернет-приемную, либо по почтовому адресу: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. в.

Прежде чем направлять обращение, рекомендуем ознакомиться с ответами на популярные вопросы. Также вы можете получить ответы от специалистов Банка России - в чате приложения "ЦБ онлайн" или по бесплатным телефонам:

- 300 (для звонков с мобильного);

- 8 (800) 300-30-00 (для звонков со стационарных телефонов).

Контактный центр Банка России работает круглосуточно, без выходных. Операторы готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложных ситуациях, проверить данные финансовой организации.

Работник вправе требовать от работодателя возмещения некоторых видов расходов, связанных с выполнением им поручений работодателя (или выполнением работником работы).

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возмещать расходы при направлении работника в служебную командировку.

При направлении в служебную командировку работнику гарантируется сохранение места работы и среднего заработка.

Работодатель обязан возместить работнику расходы, связанные со служебной командировкой.

Не является командировкой работа, которая в соответствии с условиями трудового договора осуществляется в пути или имеет разъездной либо экспедиционный характер, а также работа в полевых условиях.

Виды расходов, подлежащих возмещению:

расходы по проезду. Указанные расходы включают в себя оплату проезда транспортом общего пользования; оплату услуг по оформлению проездных документов; оплату услуг по предоставлению в поездах постельных принадлежностей;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Работодатель обязан выплатить работнику суточные за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, все дни, проведенные в пути (с учётом вынужденной остановки), а также период нетрудоспособности;

иные расходы. К иным расходам относится оплата услуг связи, получения заграничного паспорта, оформления визы и т.п. Иные расходы, произведенные работником, подлежат возмещению в случае если они произведены с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, если иное не установлено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 168 ТК РФ).

При заключении трудового договора работник должен быть ознакомлен с данным документом.

Территория Иркутского района характеризуется плотной застройкой и вдоль домов зачастую пролегают местные автомобильные дороги, движение по которым является оживлённым, в следствие чего в воздух возле домов поднимаются настоящие пыльные бури. Такое положение дел жителей не устраивает и в прокуратуру района поступает значительное количество обращений, в которых граждане просят принять меры к ограничению движения транспортных средств.

В связи с изложенным необходимо разъяснить, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Постановлением Правительства Иркутской области от 11.05.2012 № 233-пп установлен порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Иркутской области (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка временные ограничение или прекращение движения устанавливаются: при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в Иркутской области (далее - автомобильные дороги); в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог, их участков; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в целях повышения их пропускной способности, законами Иркутской области (в границах населённых пунктов).

Дополнительные основания для введения временного ограничения и прекращения движения по автомобильным дорогам установлены п. 21 Порядка.

Так, временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся: при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; при аварийных ситуациях на автомобильных дорогах; при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, когда такие работы создают угрозу безопасности дорожного движения; в случае выявления дефектов и повреждений конструктивных элементов автомобильных дорог, создающих угрозу безопасности дорожного движения; при проведении публичных и массовых мероприятий как непосредственно на сети автомобильных дорог (спортивные мероприятия и культурные мероприятия, кино- и фотосъемка, массовые гуляния, ярмарки, спортивные кроссы, велопробеги, массовые шествия и иные подобные мероприятия), так и на объектах вне сети автомобильных дорог (концерты, международные и национальные спортивные мероприятия и иные подобные мероприятия).

В связи с изложенным, установить ограничение движения транспортных средств возможно лишь при наличии вышеуказанных условий.

В прокуратуру района на регулярной основе поступают обращения граждан по вопросу содержания автомобильных дорог, пролегающих между многоквартирными домами. Зачастую жители полагают, что обязанность содержать такие дороги возложена на местные администрации. Однако это не всегда так.

Квартал представляет собой элемент планировочной структуры функциональных зон (жилых, общественно-деловых, производственных зон и др.) в границах красных линий, естественных границах природных объектов и иных границах (п. 3.16а «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр).

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», разд. 1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее - ФЗ № 257).

Автомобильные дороги подразделяются на несколько видов (ст. 5 названного Закона), в том числе в зависимости от их значения выделяются дороги:

- местного значения - дороги в границах населенных пунктов, за исключение дорог, отнесенных к дорогам иного значения (ч. 9 ст. 5 ФЗ № 257);

- частные автомобильные дороги - дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц (ч. 12 ст. 5 ФЗ № 257).

При этом среди «местных дорог» выделяют основные и местные улицы, местные дороги и проезды. Местные дороги и проезды обеспечивают связи жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) (таблица 11.3 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр).

Ремонт и содержание автомобильных дорог относится к дорожной деятельности (п. 6 ст. 3 ФЗ № 257) и осуществляется в отношении дорог:

- местного значения - уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 ФЗ № 257);

- частных дорог - физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог (ч. 4 ст. 15 ФЗ № 257).

По смыслу вышеизложенного внутриквартальные дороги - это объект транспортной инфраструктуры, дорога, которая расположена в пределах отдельного квартала и предназначена для предоставления непосредственного проезда к внутриквартальным участкам застройки, а также для связи с местными и основными улицами (дорогами) поселения.

Поскольку квартал - «малый» элемент территории поселения, то внутриквартальные дороги относятся, как правило, к дорогам общего пользования местного значения или к частным автомобильным дорогам (в т.ч. местные улицы и проезды (внутриквартальные).

Таким образом, если внутриквартальные дороги расположены в пределах придомовой территории, ремонт и содержание таких дорог обязаны осуществлять правообладатели земельных участков, на которых расположены такие дороги (например, управляющая компания или товарищество собственников жилья многоквартирного дома).

Если внутриквартальные дороги отнесены к дорогам местного значения, за их ремонт и содержание ответственен соответствующий орган местного самоуправления.

Ремонт и содержание частных внутриквартальных дорог производится физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Чаще всего в драку вступают дети младшего и среднего школьного возраста.

Административная ответственность, в том числе за побои, установлена по достижении 16-летнего возраста. К драчунам, не достигшим указанного возраста, применяются меры профилактического характера.

Поводом для административного расследования является любая информация о факте причинения побоев, поступившая в отдел полиции от граждан или из медицинских учреждений. В ходе проверки должностные лица полиции получают объяснения от участников драки и их законных
представителей, очевидцев, истребуют сведения о характере и степени тяжести вреда здоровью потерпевшего.

По результатам расследования при недостижении возраста административной ответственности выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении с одновременной передачей материалов на рассмотрение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования.

Если участники драки достигли 16-летнего возраста, дело об административном правонарушении также передается на рассмотрение вышеназванной комиссии.

Заседание проводится с участием подростка и его законных представителей. Несовершеннолетний, не достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет, может быть предупрежден о недопустимости подобного поведения, с ним и его законными представителями проводится профилактическая беседа. Одновременно решается вопрос о наличии оснований для постановки подростка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних органа полиции сроком до 6 месяцев, в течение которого его поведение будет контролироваться, или для направления в специальное учреждение. Профилактическую работу будут вести и в школе, которую посещает подросток.

В отношении лица, достигшего 16 лет, могут быть применены аналогичные меры воздействия с назначением административного наказания в виде штрафа или без такового.

При отказе добровольно погасить причиненный потерпевшему ущерб он может быть взыскан с родителей виновного в судебном порядке.

В примечании 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ дано определение преступлений экстремистской направленности - преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 282.4 УК РФ, п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Кроме того, понятие экстремисткой деятельности (экстремизма) закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Так, к экстремисткой деятельности относится в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;  возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и иные действия.

В уголовном кодексе РФ закреплен перечень преступлений террористической направленности, а также ответственность за совершение таких преступлений.

Например, частью 1 статьей 280 УК РФ определено наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Частью 2 статьи 280 УК РФ определено наказание за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", - принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

Возраст наступления уголовной ответственности по преступлениям экстремистского характера по большинству составов преступлений составляет 16 лет.

С 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2024 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», предусматривающие, что при постановке на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих критериям отнесения объектам IV категории, исключается.

При этом подтверждение соответствия объекта НВОС критериям объектов IV категории Росприроднадзором и его территориальными органами не предусмотрено, природопользователь самостоятельно определяет категорию негативного воздействия своего объекта.

Обращаем внимание на отсутствие необходимости направления заявлений об исключении из государственного реестра объекта НВОС, поставленного на государственный учет до 01.09.2024.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 830» органам, осуществляющим учет объектов НВОС до конца 2024 года поручено обеспечить исключение учетных сведений об объектах НВОС и уведомить об этом природопользователей в установленном порядке.

На практике нередко встречаются случаи захламления гражданами и хозяйствующими субъектами земельных участков отходами. В частности, наиболее часто встречаются случаи отсыпки участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, строительными отходами с целью дальнейшего строительства, однако осуществление подобных действий зачастую является противоречащим требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, размещение отходов производства и потребления возможно только на земельных участках, имеющих соответствующее целевое назначение и вид разрешенного использования. Размещение отходов производства и потребления на иных земельных участках недопустимо.

В случае, если на земельные участки, имеющие вид разрешенного использования и целевое назначение, отличное от пригодных для размещения отходов, осуществляется выгрузка отходов с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (например, для отсыпки земельного участка с целью дальнейшего возведения капитального объекта), такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.

Кроме того, захламление земельных участков отходами производства и потребления причиняет ущерб почве как объекту охрану окружающей среды. В случае причинения такого ущерба, уполномоченными органами рассчитывается причиненный ущерб и взыскивается с виновных лиц в судебном порядке.

Технологическое присоединение к электрической сети является обязательным условием правоотношений по энергоснабжению между потребителем и гарантирующим поставщиком электрической энергии. Согласно п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации).

Вопросы технологического присоединения регулируются ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Осуществление подключения к электрической сети в обход порядка, установленного вышеуказанными нормативными правовыми актами, повлечет нарушение законодательства, а также установленную законом ответственность, в том числе гражданско-правовую и административную.

Окончание процедуры технологического присоединения объекта (жилого дома, хозяйственной постройки иного объекта) к электрической сети – подписание акта ввода прибора учета в эксплуатацию сторонами договора технологического присоединения – собственником подключаемого объекта и сетевой организацией.

Анализ состояния законности на поднадзорной территории свидетельствует, что ввиду незнания порядка технологического присоединения, зачастую у граждан возникают проблемы, связанные с приобретением жилых домов, не имеющих официального присоединения к электрической сети. Важно понимать, что, приобретая недавно построенный индивидуальный жилой дом, уже имеющий электроснабжение, в первую очередь необходимо проверить законность его подключения к электрической сети, удостовериться, что застройщик либо предыдущий собственник не только заключил договор технологического присоединения с сетевой организацией, но и обеспечил фактическое исполнение по данному договору.

Наличие заключенного в отношении объекта договора технологического присоединения не свидетельствует о законности такого подключения. Лишь только акт ввода прибора учета в эксплуатацию либо заключенный договор энергоснабжения, заключенный с гарантирующим поставщиком электрической энергии, является основанием полагать, что электроснабжение объекта официальное и исключает возможность самовольного технологического присоединения.

Кроме того, поскольку законодатель разделяет право заниматься продажей электрической энергии и право заниматься поставкой электрической энергии, запрещая осуществлять одному юридическому лицу указанную деятельность одновременно, договор технологического присоединения заключается с собственником объектов электросетевого хозяйства, по которым идет переток электрической энергии (с сетевой организацией), а договор энергоснабжения (договор поставки и продажи потребителю электрической энергии) – с гарантирующим поставщиком.

В случае наличия исполненного договора технологического присоединения и официального подключения к электрической сети, но отсутствия заключенного договора с гарантирующим поставщиком, потребитель может допустить бездоговорное потребление, что также повлечет установленную законом ответственность.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости