Чаще всего в драку вступают дети младшего и среднего школьного возраста.
Административная ответственность, в том числе за побои, установлена по достижении 16-летнего возраста. К драчунам, не достигшим указанного возраста, применяются меры профилактического характера.
Поводом для административного расследования является любая информация о факте причинения побоев, поступившая в отдел полиции от граждан или из медицинских учреждений. В ходе проверки должностные лица полиции получают объяснения от участников драки и их законных
представителей, очевидцев, истребуют сведения о характере и степени тяжести вреда здоровью потерпевшего.
По результатам расследования при недостижении возраста административной ответственности выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении с одновременной передачей материалов на рассмотрение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования.
Если участники драки достигли 16-летнего возраста, дело об административном правонарушении также передается на рассмотрение вышеназванной комиссии.
Заседание проводится с участием подростка и его законных представителей. Несовершеннолетний, не достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет, может быть предупрежден о недопустимости подобного поведения, с ним и его законными представителями проводится профилактическая беседа. Одновременно решается вопрос о наличии оснований для постановки подростка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних органа полиции сроком до 6 месяцев, в течение которого его поведение будет контролироваться, или для направления в специальное учреждение. Профилактическую работу будут вести и в школе, которую посещает подросток.
В отношении лица, достигшего 16 лет, могут быть применены аналогичные меры воздействия с назначением административного наказания в виде штрафа или без такового.
При отказе добровольно погасить причиненный потерпевшему ущерб он может быть взыскан с родителей виновного в судебном порядке.
В примечании 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ дано определение преступлений экстремистской направленности - преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 282.4 УК РФ, п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.
Кроме того, понятие экстремисткой деятельности (экстремизма) закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Так, к экстремисткой деятельности относится в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и иные действия.
В уголовном кодексе РФ закреплен перечень преступлений террористической направленности, а также ответственность за совершение таких преступлений.
Например, частью 1 статьей 280 УК РФ определено наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Частью 2 статьи 280 УК РФ определено наказание за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", - принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
Возраст наступления уголовной ответственности по преступлениям экстремистского характера по большинству составов преступлений составляет 16 лет.
На практике нередко встречаются случаи захламления гражданами и хозяйствующими субъектами земельных участков отходами. В частности, наиболее часто встречаются случаи отсыпки участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, строительными отходами с целью дальнейшего строительства, однако осуществление подобных действий зачастую является противоречащим требованиям действующего законодательства.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.
Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, размещение отходов производства и потребления возможно только на земельных участках, имеющих соответствующее целевое назначение и вид разрешенного использования. Размещение отходов производства и потребления на иных земельных участках недопустимо.
В случае, если на земельные участки, имеющие вид разрешенного использования и целевое назначение, отличное от пригодных для размещения отходов, осуществляется выгрузка отходов с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (например, для отсыпки земельного участка с целью дальнейшего возведения капитального объекта), такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
При этом совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.
Кроме того, захламление земельных участков отходами производства и потребления причиняет ущерб почве как объекту охрану окружающей среды. В случае причинения такого ущерба, уполномоченными органами рассчитывается причиненный ущерб и взыскивается с виновных лиц в судебном порядке.
С 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2024 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», предусматривающие, что при постановке на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих критериям отнесения объектам IV категории, исключается.
При этом подтверждение соответствия объекта НВОС критериям объектов IV категории Росприроднадзором и его территориальными органами не предусмотрено, природопользователь самостоятельно определяет категорию негативного воздействия своего объекта.
Обращаем внимание на отсутствие необходимости направления заявлений об исключении из государственного реестра объекта НВОС, поставленного на государственный учет до 01.09.2024.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 830» органам, осуществляющим учет объектов НВОС до конца 2024 года поручено обеспечить исключение учетных сведений об объектах НВОС и уведомить об этом природопользователей в установленном порядке.
Технологическое присоединение к электрической сети является обязательным условием правоотношений по энергоснабжению между потребителем и гарантирующим поставщиком электрической энергии. Согласно п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации).
Вопросы технологического присоединения регулируются ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Осуществление подключения к электрической сети в обход порядка, установленного вышеуказанными нормативными правовыми актами, повлечет нарушение законодательства, а также установленную законом ответственность, в том числе гражданско-правовую и административную.
Окончание процедуры технологического присоединения объекта (жилого дома, хозяйственной постройки иного объекта) к электрической сети – подписание акта ввода прибора учета в эксплуатацию сторонами договора технологического присоединения – собственником подключаемого объекта и сетевой организацией.
Анализ состояния законности на поднадзорной территории свидетельствует, что ввиду незнания порядка технологического присоединения, зачастую у граждан возникают проблемы, связанные с приобретением жилых домов, не имеющих официального присоединения к электрической сети. Важно понимать, что, приобретая недавно построенный индивидуальный жилой дом, уже имеющий электроснабжение, в первую очередь необходимо проверить законность его подключения к электрической сети, удостовериться, что застройщик либо предыдущий собственник не только заключил договор технологического присоединения с сетевой организацией, но и обеспечил фактическое исполнение по данному договору.
Наличие заключенного в отношении объекта договора технологического присоединения не свидетельствует о законности такого подключения. Лишь только акт ввода прибора учета в эксплуатацию либо заключенный договор энергоснабжения, заключенный с гарантирующим поставщиком электрической энергии, является основанием полагать, что электроснабжение объекта официальное и исключает возможность самовольного технологического присоединения.
Кроме того, поскольку законодатель разделяет право заниматься продажей электрической энергии и право заниматься поставкой электрической энергии, запрещая осуществлять одному юридическому лицу указанную деятельность одновременно, договор технологического присоединения заключается с собственником объектов электросетевого хозяйства, по которым идет переток электрической энергии (с сетевой организацией), а договор энергоснабжения (договор поставки и продажи потребителю электрической энергии) – с гарантирующим поставщиком.
В случае наличия исполненного договора технологического присоединения и официального подключения к электрической сети, но отсутствия заключенного договора с гарантирующим поставщиком, потребитель может допустить бездоговорное потребление, что также повлечет установленную законом ответственность.
Правовое регулирование любительского рыболовства осуществляется Федеральным законом от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания установлены запреты на осуществление любительского рыболовства. В частности, запрещена рыбная ловля:
- с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;
- с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;
- способом подводной охоты в местах массового отдыха граждан,
- с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения рыбы, аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов, а также с применением орудий для подводной добычи (вылова) над поверхностью водных объектов.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность за незаконную рыбную ловлю. Так, за нарушение гражданами правил, регламентирующих рыболовство, статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
За незаконную рыбную ловлю установлена уголовная ответственность. Такая ответственность может наступить, если незаконная ловля совершена с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления рыбы, в местах нереста или на миграционных путях к ним, а также на особо охраняемых природных территориях.
Уголовная ответственность за рыбную ловлю наступает в соответствии со статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, превышающий сто тысяч рублей. Виновному в незаконной рыбной ловле может быть назначен штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.
При совершении указанного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинение особо крупного ущерба виновным грозит штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет. При этом в соответствии с примечанием к статье 256 Уголовного кодекса РФ крупным ущербом признается ущерб, превышающий сто тысяч рублей, а особо крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.
Причинение смерти по неосторожности – результат грубой недисциплинированности, невнимательности, неосмотрительности виновного.
Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека. Объективная сторона выражается в определенном действии или бездействии, нарушающем те или иные правила предосторожности и причиняющем в результате смерть другому человеку. Необходимое условие - установление причинной связи между смертью и деянием виновного.
Субъективная сторона – неосторожная форма вины в виде преступного легкомыслия (самонадеянности) (например, переправа в ветреную погоду людей на лодке через реку в расчете на благополучный исход, основанный на предыдущем опыте, в результате чего произошла трагедия – лодка перевернулась, люди утонули) или преступной небрежности (например, лицо производит чистку пистолета, не осмотрев его, в результате происходит выстрел и причиняется смерть другому человеку).
Причинение смерти по легкомыслию представляет большую общественную опасность, чем такое же деяние, совершенное по небрежности, поскольку в первом случае речь идет о сознательном нарушении правил предосторожности, охраняющих жизнь человека, и о предвидении возможности наступления смерти потерпевшего при легкомысленном расчете на ее предотвращение, а во втором - о непредвидении наступления смерти при наличии обязанности и возможности ее предвидения. Зачастую причинение смерти по неосторожности является результатом преступной небрежности.
Причинение смерти по неосторожности не считается убийством. Его необходимо отличать от умышленного убийства, в особенности при отграничении убийства с косвенным умыслом от причинения смерти по легкомыслию (преступная самонадеянность). И в том и в другом случае виновный предвидит возможность наступления смерти потерпевшего в результате своих действий, но не желает наступления такого результата и не стремится к нему. Но при косвенном умысле виновный сознательно допускает наступление смерти, часто относится к этому безразлично, не предпринимает никаких действий, направленных на предотвращение такого результата. При неосторожности в форме легкомыслия виновный не относится к смерти безразлично, он рассчитывает на свои силы, умение, ловкость профессиональное мастерство, на то, что в результате принятых им мер либо в результате действий других лиц или каких-либо иных конкретных факторов удастся избежать смертельного исхода, однако, в силу того, что виновный не проявляет должной предусмотрительности, недостаточно учитывает свои возможности или возможности других лиц, смертельный результат все же наступает.
Причинение смерти по неосторожности следует отличать от случайного ее причинения, когда лицо не только не предвидело возможности наступления смерти, нот и по обстоятельствам дела не должно было и не могло ее предвидеть. Вина лица в причинении смерти при несчастном случае отсутствует, уголовная ответственность исключается.
Квалифицирующими признаками преступления являются:
-причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом профессиональных обязанностей (ч.2 ст. 109 УК РФ), когда деяния не отвечают полностью или частично официальным требованиям, предписаниям, правилам, в результате чего наступает смерть потерпевшего, при этом необходимо установить, какие именно профессиональные обязанности нарушил виновный;
-причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч.3 ст. 109 УК РФ), когда фактически лишено жизни не менее двух человек, в результате чего наступают более тяжкие последствия. Причинение смерти одному человеку и тяжкого вреда здоровью другого (в обоих случаях по неосторожности) квалифицируются по совокупности ч. 1 ст. 109 и ст. 118 УК РФ.
Субъект состава ч.1 ст.109 УК РФ - лицо, достигшее возраста 16 лет,ч.2 ст. 109 УК РФ – специальный субъект, каким является лицо определенной профессии, осуществляющее функции в соответствии с данной профессией.
Технологическое присоединение к электрической сети является обязательным условием правоотношений по энергоснабжению между потребителем и гарантирующим поставщиком электрической энергии. Согласно п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации).
Вопросы технологического присоединения регулируются ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Нарушение порядка технологического присоединения влечет за собой установленную законом ответственность.
1. Взыскание стоимости бездоговорного потребления энергии
Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электроэнергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения могут отвечать признакам бездоговорного потребления энергии.
В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения № 442), бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Негативным фактором признания потребления электроэнергии бездоговорным является определение объемов энергопотребления расчетным методом, при котором объемы обязательств потребителя по оплате электроэнергии значительно превышают обязательства потребителя, которые сформировались бы при его надлежащем техприсоединении.
Согласно п. 84 Основных положений № 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разд. X Основных положений № 442.
2. Привлечение к уголовной ответственности
Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электроэнергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения могут быть признаны причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).
Согласно ст. 165 УК РФ причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
Указанное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или причинившее особо крупный ущерб, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
3. Привлечение к административной ответственности
Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электрической энергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, могут повлечь за собой применение мер административного воздействия, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ.
За нарушение ст. 7.19 КоАП РФ предусмотрена следующая ответственность: административный штраф на граждан в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб.; на должностных лиц - от 30 000 руб. до 80 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 100 000 руб. до 200 000 руб.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 руб. до 30 000 руб.; на должностных лиц - от 80 000 руб. до 200 000 руб. или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет; на юридических лиц - от 200 000 руб. до 300 000 руб.
Таким образом, прокуратура Иркутского района настоятельно рекомендует не осуществлять самовольное технологическое присоединение к электрическим сетям в целях исключения в дальнейшем обоснованного привлечения к ответственности.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает различные виды наказаний за совершение преступлений. Самым мягким видом наказания является штраф.
Согласно части 1 статьи 46 Уголовного кодекса РФ штраф назначается по приговору суда в пределах, предусмотренных кодексом. Штраф может быт назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.
Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.
Частью 2 статьи 46 Уголовного кодекса РФ предусмотрено, что штраф устанавливается в размере от 5 тысяч до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
При назначении штрафа в качестве основного осужденному, содержащемуся под стражей, суд вправе с учетом срока содержания под стражей либо полностью освободить такое лицо от отбывания наказания, либо смягчить его.
Штраф может быть назначен как без рассрочки, так и с рассрочкой выплаты до пяти лет.
Согласно части 1 статьи 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.
Наказание в виде штрафа, назначенное вступившим в законную силу приговором суда, исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного путем возбуждения исполнительного производства на основании выданного соответствующим судом общей юрисдикции исполнительного листа.
Если лицо злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного судом в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции заменяет штраф иным, более строгим видом наказания (например, обязательными или исправительными работами, ограничением свободы).
В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок. Уважительными причинами могут считаться такие появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный лишен возможности уплатить штраф в срок (например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица).
Прокуратура Иркутского района
Граждане, испытывающие финансовые трудности и не имеющие возможности выплатить свои задолженности, могут прибегнуть к процедуре банкротства. Это позволяет списать накопившиеся задолженности.
Обращение в суд может быть неудобным или недоступным для некоторых людей, особенно из социально незащищённых групп.
Именно поэтому многим из них выгоднее совершить процедуру внесудебного банкротства.
У внесудебной процедуры есть несколько характерных особенностей. Например, инициировать банкротство довольно просто — нужно лишь подать заявление в МФЦ. Ещё ода особенность — отсутствие финансового управляющего и судебного контроля, что позволяет сократить сроки. Наконец, большим плюсом внесудебного банкротства является то, что она проводится бесплатно.
Так, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин вправе попросить признать его банкротом во внесудебном порядке, если общий размер долга не менее 25 тыс. руб. и не более 1 млн руб.
От гражданина потребуют подтвердить в заявлении еще и одно из таких обстоятельств:
- на день обращения исполнительное производство завершили из-за отсутствия имущества для взыскания. Иных действующих производств (по истребованию денег), которые возбудили после того, как взыскателю вернули исполнительный документ, тоже нет;
- основной доход гражданина - пенсия (страховая, накопительная или пр.), а иного имущества для взыскания нет. Исполнительный документ имущественного характера, который выдали не позже чем за год до подачи заявления, предъявляли к исполнению, но последнее не завершено;
- должник получает ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. Исполнительный документ, который выдали не позже чем за год до подачи заявления, предъявляли к исполнению, но последнее не завершено. Также на день обращения нет имущества для погашения долгов;
- гражданин не выполнил требования исполнительного документа имущественного характера (или погасил их частично), который выдали не позже чем за 7 лет до даты подачи заявления.
В случае невыполнения лицом обязательств по кредиту или иному займу, кредитная и микрофинансовая организация вправе обратится к действиям юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.
При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или представитель кредитора обязан действовать добросовестно и разумно.
Так, законодательством запрещается коллекторам действовать с применением физической силы либо угрозой ее применения, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, введением должника и иных лиц в заблуждение. Также работники агентства не могут проникать на жилплощадь и взаимодействовать с родными должника без согласия неплательщика, а также совершать иные противоправные действия.
За грубое нарушение правил, в том числе повлекшее имущественный вред или вред здоровью, организация может быть исключена из реестра, а ее лицензия — аннулирована.
Кроме того, законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за совершение указанных действий.
Так, ст. 14.57 КоАП РФ предусматривает ответственность за возврат просроченной задолженности, посредством нарушения российского законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Ст. 172.4 УК РФ предусматривает ответственность за возврат долгов граждан посредством применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а также распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство должника или его близких. Наказание последует даже в том случае, если человеку лишь угрожали этим.
В случае совершения противоправных действий в отношении должника, он вправе обратиться в правоохранительные органы, а также в Центральный банк Российской Федерации с жалобой на действия коллекторских организаций.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы (статья 145.1 УК РФ).
Так, частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы (в случае когда свыше трех месяцев подряд платежи осуществлялись в размере менее половины подлежащей выплате суммы) наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы (когда свыше двух месяцев подряд выплаты не осуществлялись или размер осуществленной выплаты заработной платы был ниже установленного одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом минимального размера оплаты труда) наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Период формирования задолженности по выплатам работнику исчисляется исходя из сроков выплаты заработной платы, установленных правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а также из времени, в течение которого заработная плата фактически не выплачивалась полностью или частично. При этом двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной датой выплаты. Периоды невыплат за отдельные месяцы года не могут суммироваться в срок свыше двух или трех месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.
Уголовная ответственность по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в случае, если заработная плата не выплачивалась умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности.
Ответственность наступает также в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 30, ч. 5.1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» изменить размер удержаний, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, можно путем обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума по Российской Федерации или прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума по Российской Федерации.
В заявлении необходимо указать фамилию, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона, а также реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.
Также следует учесть, что при наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, он вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум по Российской Федерации или прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума по Российской Федерации.
При этом, ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Судебный пристав-исполнитель такое заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его поступления и выносит постановление о его удовлетворении либо об отказе в удовлетворении.
Должностное лицо службы судебных приставов рассматривает такое заявление в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления.
Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и обществом. Наказание и вид ответственности зависит от тяжести совершенного поступка и возраста его совершившего.
Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений. По общему правилу к уголовной ответственности за любое преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации может быть привлечен человек с 16 лет, однако, существует большой перечень преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет (все они указаны в статье 20 Уголовного кодекса), например: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267) и другие преступления.
Государство стремится не допускать совершения преступлений и осуществляет различные мероприятия по противодействию и профилактики преступности, в том числе преступности несовершеннолетних.
Основными задачами в этом направлении являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в том числе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости.
Именно к ним может обратиться несовершеннолетний гражданин за помощью в случае нарушения его прав, попаданием в сложную жизненную ситуацию. Также это могут сделать и родственники, если замечают, что несовершеннолетний попал в плохую компанию, занялся антиобщественной деятельностью. Важно понимать, что преступление лучше предотвратить, не допустить его совершения, чем потом столкнуться с негативными последствиями.
Законодательство об электроэнергетике запрещает одному юридическому лицу заниматься продажей электрической энергии и быть собственником объектов электросетевого хозяйства, по которым эта энергия транспортируется, поэтому в Иркутской области действует гарантирующий поставщик – ООО «Иркутскэнергосбыт» (продавец электрической энергии) и сетевые организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго», ООО «ПЭСК», АО «ИЭСК», ООО «ЭК «Радиан» и другие (собственники объектов электросетевого хозяйства, по которым идет переток эл.энергии до потребителя).
Электроснабжение любого энергопринимающего устройства (далее – ЭПУ) (жилого дома, хозяйственной постройки или иного объекта) начинается с технологического присоединения к электрическим сетям.
На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Таким образом, при первоначальном подключении возведенного объекта (жилого дома, хозяйственной постройки и др.) собственником в обязательном порядке должен быть заключен договор технологического присоединения с сетевой организацией (либо иными собственниками объектов электросетевого хозяйства, к которым происходит подключение).
В случае потребления электрической энергии при отсутствии официального подключения в рамках договора технологического присоединения (если договор заключен, но не исполнен, либо если договор вообще отсутствует) к лицу, осуществившему самовольное присоединение к электрическим сетям, лицу, осуществляющему бездоговорное потребление электрической энергии могут быть применены санкции в виде установленной ответственности: административная ответственность, предусмотренная ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях; гражданская ответственность – денежная компенсация потребленных объемов электрической энергии, штрафы от гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» и введение полного ограничения электроснабжения.
Договор технологического присоединения заключается в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Такой договор содержит условия об объеме выделяемой мощности электрической энергии, мероприятиях, необходимых для его исполнения, сроках исполнения таких мероприятий.
После исполнения сетевой организацией мероприятий технологического присоединения и фактического электроснабжения объекта потребитель и сетевая организация подписывают Акты об осуществлении технологического присоединения, Акты ввода в эксплуатацию прибора учета. Подписание данных актов оканчивает процедуру технологического присоединения. В последствии потребитель обязан обратиться в ООО «Иркутскэнергосбыт» с Актами и иными документами в целях заключения договора энергоснабжения ЭПУ.
Для территории Иркутского района является широко распространенной проблема бездоговорного потребления электрической энергии, когда потребители самостоятельно подключаются к электрической сети, что приводит к их последующему отключению от электроснабжения и привлечения к гражданской и иной ответственности.
Чтобы исключить такие негативные последствия потребителям надлежит не осуществлять самовольное технологическое присоединение к эл.сетям, тщательно проверять документы технологического присоединения перед приобретением жилых домов на территории Иркутского района. Только соблюдение процедуры технологического присоединения позволит избежать излишних трат в связи с привлечением к ответственности и обеспечит скорейшее официальное технологическое присоединение к электрической сети.
Для получения разъяснений законодательства об электроэнергетике в части вопросов технологического присоединения Вы вправе обращаться на личный прием в прокуратуру района по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, д. 9 в часы работы прокуратуры.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно пункту 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» работник в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя:
незаконным увольнением или переводом на другую работу;
незаконным применением дисциплинарного взыскания;
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе;
незаконным привлечением к сверхурочной работе;
задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности;
необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.
После заключения государственного либо муниципального контракта нередко возникают трудности в завершении выполнения работ
к предусмотренному в контракте сроку.
Общественные отношение в указанной сфере регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд», а также Гражданским кодексом
Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Данным законодательством установлено, что поставщик
(подрядчик, исполнитель) обязан к установленному контрактом сроку предоставить результаты выполнения работы или оказания услуги.
При этому, согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ по общему правилу подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного,
так и промежуточных сроков выполнения работ.
Ответственность за действий (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, установлена ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации
от 18.03.2021 № 7-П разъяснено, что указанная норма закрепляет административную ответственность за такие действия (бездействие), которые повлекли неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом,
т.е. когда контракт не был исполнен в соответствии с его условиями
и это причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства.
Состав данного административного правонарушения является формальным и требует в каждом случае устанавливать наличие реального вреда интересам общества и государства и его существенность,
а также причинно-следственную связь между конкретными действиями (бездействием) и наступлением существенности вреда.
За совершение данного правонарушения может быть назначено наказание в виде административного штрафа:
Статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за оскорбление представителя власти.
Так, публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Преступление, предусмотренное статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и (или) профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей и выраженном в неприличной или в иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего.
Такое оскорбление может быть совершено посредством публичного высказывания в адрес потерпевшего ругательств либо размещения унижающих потерпевшего сведений в средствах массовой информации или в сети «Интернет» без ограничения доступа к соответствующим сведениям других лиц, а равно иных публичных действий, унижающих честь и достоинство потерпевшего (например, срывание форменного головного убора или погон), при условии, что они не причинили физическую боль либо вред его здоровью.
В настоящее время остается актуальным вопрос ошибочной идентификации граждан в исполнительном производстве, частой является ситуация, когда у должников появляются «двойники», в отношении которых применяются меры принудительного исполнения: накладывается арест их имущество, банковские счета, устанавливается запрет на выезд за границу. Указанные ситуации возникают из-за возможного совпадения трех идентифицирующих признаков: фамилия, имя, отчество лица, дата его рождения и место его рождения. Указанные данные могут совпадать у нескольких лиц. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда информации, например, о месте рождения должника нет у пристава-исполнителя, в таком случае шанс совпадения данных разных граждан более велик.
Важно знать, что лица, попавшие в такую ситуацию, могут защитить свои права: снять аресты со своего имущества, вернуть назад списанные средства, обезопасить себя от дальнейших неправомерных взысканий.
Федеральной службой судебных приставов организованы мероприятия, которые позволяют уменьшить число случаев ошибочной идентификации. К таким мероприятиям относится в том числе создание «реестра двойников».
Попав в описанную ситуацию, Вы вправе обратиться с заявлением в территориальное отделение Федеральной службы судебных приставов РФ.
Все обращения граждан, ошибочно идентифицированных в качестве должников, поступившие в территориальный отдел ГУФССП по Иркутской области, подлежат немедленной регистрации и передаче руководителю Главного Управления ФССП России по Иркутской области для организации рассмотрения. Такое обращение подлежит рассмотрению в течение двух рабочих дней.
В ходе рассмотрения обращения у заявителя будут запрошены документы, подтверждающие тот факт, что он не является должников – документы, позволяющие идентифицировать его, например, паспорт, СНИЛС, свидетельство о рождении, ИНН, заграничный паспорт. Чтобы ускорить процесс рассмотрения обращения, следует приложить к заявлению документы, которых будет достаточно, чтобы подтвердить, что лицо является ошибочно идентифицированным в качестве должника.
Внутренние инструкции ФССП России предусматривают, что после получения документов, подтверждающих ошибочную идентификацию гражданина в качестве должника, следует незамедлительно отменить все наложенные аресты и ограничения на имущество и права такого гражданина. Должны быть приняты меры к возврату денежных средств, списанных со счетов в банках или иных кредитных организаций. В случае, если указанные денежные средства перечислены взыскателю, также принимаются меры к их возврату, а если денежные средства перечислены в бюджет – судебный пристав-исполнитель обращается в соответствующие органы с целью возврата их гражданину, ошибочно идентифицированному в качестве должника.
Таким образом, обращение с заявлением о включении в «реестр должников» обезопасит Вас от дальнейшего неправомерного применения к Вам принудительных мер, поспособствует возврату ошибочно удержанных денежных средств, а также снятию ареста с имущества и восстановлению нарушенных прав.
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает ряд доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. К указанным видам доходов в первую очередь относятся социальные выплаты и иные поступления лицу, связанные с его личностью.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) статьей 101 устанавливает, что взыскание не может быть обращено на 19 видов доходов, среди которых указаны:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде;
- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- иные виды доходов. Ознакомиться с полным перечнем доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству можно в тексте статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2419-О, статья 101 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и не предполагает их произвольного применения судами и судебными приставами-исполнителями.
При поступлении денежных средств на счет лица, банк присваивает специальный код указанным денежным средствам, в зависимости от источника их поступления (например, для зарплаты и для пенсии коды будут разными). После получения банком или иной кредитной организацией постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке или иной кредитной организации, банк или иная кредитная организация руководствуются указанными кодами при удержании денежных средств.
Таким образом, следует учесть, что при совершении операций с денежными средствами, находящимися на счету в банке или иной кредитной организации, код указанных средств будет меняться, как следствие при объединении на одном счете средств, подлежащих взысканию и не подлежащих взысканию приведет к объединению кодов. Следовательно, целесообразнее иметь отдельный счет, используемый специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ выплат.
Кроме того, следует иметь в виду, что оспорить арест банковского счета на основании указанной нормы можно только в том случае, если счет был открыт специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне выплат. Если помимо них на счет приходят другие средства, арест будет признан законным.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
При этом трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации имеет особенности и ограничения, установленные федеральным законом.
Так, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
При этом данные требования не распространяются на круг лиц, указанных в федеральном законе.
Например, на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; обучающихся в Российской Федерации и выполняющих работы в свободное от учебы время.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
2) являются высококвалифицированными специалистами и членами семьи высококвалифицированного специалиста;
4) направлены для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Соответственно и работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
За незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (статья 18.10), а также незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (статья 18.15) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Так, осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Повторное в течение одного года совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц, а также административное приостановление деятельности юридического лица на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 209-ФЗ, под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты.
Животный мир является совокупностью живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Как правило, на территории Иркутской области распространена практика предъявления прокурорами исковых заявлений о взыскании с лиц, осужденных по ст. 260 УК РФ, ущерба (вреда), причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов.
Вместе с тем, ущерб охотничьим ресурсам причиняется не только в результате совершения противоправных действий, направленных на рубку лесных насаждений в отсутствие разрешительной документации, но и в результате осуществления законных рубок, проводимых в рамках действующих договоров аренды лесных участков, заключаемых юридическими лицами для осуществления заготовки древесины.
Так, Лесопромышленная компания «Группа Илим» (далее – Общество) решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25.04.2017 была привлечена к имущественной ответственности: были удовлетворены исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, предъявленные к Обществу о возмещении вреда, причиненного в 2013 – 2015 г.г. объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины, в размере 8 510 778,32 руб. Установив, что на арендованных Обществом лесных участках ведется заготовка древесины (рубка спелых и перестойных лесных насаждений) и ее вывоз, в связи с чем задействованы техника и технологические механизмы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт антропогенного воздействия производственной деятельности человека на окружающую среду является очевидным и доказыванию не подлежит.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя – без удовлетворения. При этом суд апелляционной инстанции не согласился с доводами Общества о том, что вред окружающей среде может быть причинен только противоправными действиями, поскольку российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия. Определением Иркутского областного суда от 31.08.2017 и Определением Верховного Суда РФ от 22.01.2018 в передаче кассационных жалоб на данные судебные постановления для рассмотрения в судебных заседаниях соответствующих судов кассационной инстанции Обществу было отказано.
В 2018 году Общество обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность законодательства, позволяющего получать компенсацию вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания. При этом Общество ссылалось на нарушение ч. 2 ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы Общества на том основании, что она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд РФ признаются допустимыми. При этом Конституционный Суд РФ указал, что вывод об отсутствии нарушения конституционных прав заявителя исходя из доводов жалобы не препятствует законодателю в ходе дальнейшего совершенствования правового регулирования охраны окружающей среды внести соответствующие изменения, направленные на согласование норм природоохранного и норм гражданского законодательства, а также предусмотреть иной порядок расчета и компенсации вреда, наносимого объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в ходе правомерной деятельности по заготовке древесины.
Таким, образом, действующее на территории Российской Федерации природоохранное законодательство, с учетом сложившейся судебной практики, возлагает обязанность по возмещению вреда (ущерба), причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, как противоправными действиями посредством незаконной рубки лесных насаждений, так и путем осуществления предусмотренной законом деятельности по заготовке древесины, основанной на принципе платности использования лесов.
Федеральным законом от 04.03.2022 N 32-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введена статья 207.3 УК РФ, которой предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно содержащей данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.
Санкцией ст. 207.3 УК РФ предусмотрено наказание, в том числе, в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
Под публичным распространением информации понимается ее сообщение любым способом, которым указанная информация доводится двум и более лицам, независимо от того, восприняли они или нет указанную информацию в том числе устно - путем выступления на митинге, собрании, демонстрации, пикете; письменно - в газете, журнале, альманахе, книге, бюллетене либо с использованием технических средств - телевидения, радио, информационной телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в мессенджерах («Телеграмм»; «Вотсап»; «Вайбер» и т.д.).
Заведомо ложной информацией является информация, не соответствующая реальной действительности в полном объеме или частично, то есть официально не подтвержденная либо опровергнутая органами государственной власти.
К таковой информации относятся ложные сведения, вследствие распространения которых у неопределенного круга лиц формируется негативное отношение к проведению специальной военной операции, целями которой являются поддержание международного мира и безопасности, например, события в г. Буча р. Украина, которые не только не были подтверждены какими-либо фактами, но и прямо опровергнуты органами власти, в том числе в средствах массовой информации.
Помощник прокурора Иркутского района
юрист 1 класса А.С. Сластных
Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с соглашением, заключенным 28.04.2018 между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 318, ООО «РТ-НЭО Иркутск» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Иркутской области и оказывает услуги с 01.01.2019. Иркутский район входит в территорию, на которой ООО «РТ-НЭО Иркутск» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.
В силу п. 4 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К правоотношениям, связанным с оказанием услуги по сбору и вывозу ТКО применяются правила гражданского законодательства о публичном договоре.
Так, согласно ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с ч. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2015 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил обращения с ТКО.
Таким образом, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа. Данная позиция подтверждается п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 (далее – Обзор судебной практики).
При этом, следует обратить внимание на п. 14 Обзора судебной практики. Согласно положениям названного Обзора судебной практики, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Так, в ходе проверки орган государственного жилищного надзора установил, что региональный оператор начислял плату за обращение с ТКО собственнику жилого дома, для которого не созданы и не определены места накопления ТКО в территориальной схеме обращения с отходами в субъекте Российской Федерации и в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО в качестве источников ТКО.
По результатам проверки региональному оператору выдано предписание, которым на него возложена обязанность в установленный срок выполнить перерасчет платы за обращение с ТКО по указанному жилому дому за определенные периоды.
Не согласившись с выданным предписанием, региональный оператор обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи со следующим.
Согласно п. 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Из взаимосвязанных положений п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ и п.п. 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, договор оказания услуг по обращению с ТКО в виде единого документа между региональным оператором и потребителем не подписан.
В силу п. 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Согласно п. 3 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Правил № 1130 раздел «Места накопления отходов» территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно п. 5 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 15 Правил № 1039 реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.
Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Иркутской области утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр.
Таким образом, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.