Правовое просвещение

Ответственность за совершение преступлений против жизни и здоровья человека установлена главой 16 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Вид и размер наказания зависит от характера совершенных действий, умысла и наступивших последствий. Так, за убийство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет (ч. 1 ст. 105 УК РФ), при этом за убийство двух или более лиц, совершенное общеопасным способом, с особой жесткостью, из хулиганских побуждений или при наличии иных обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 105 УК РФ лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет или пожизненного лишения свободы. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ), убийство в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), убийство при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ), либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108 УК РФ) являются привелегированными составами, наказание за совершение которых не превышает 5 лет лишения свободы.

Стоит отметить, что под убийством понимается исключительно умышленное причинение смерти человеку; за причинение смерти по неосторожности предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы. За умышленное причинение потерпевшему легкого вреда здоровью виновный подлежит ответственности по ст. 115 УК РФ (предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет), за причинение вреда средней тяжести - по ст. 112 УК РФ (до 5 лет лишения свободы), за причинение тяжкого вреда здоровью – по ст. 111 УК РФ (до 8 лет лишения свободы даже при отсутствии квалифицирующих признаков).

В случаях, когда умышленные действия лица, направленные на причинение тяжкого вреда здоровью, повлекли смерть потерпевшего, уголовная ответственность виновного наступает по ч. 4 ст. 111 УК РФ, наказание за совершение указанного преступления может быть назначено только в виде лишения свободы сроком до 15 лет.

Также главой 16 УК РФ предусмотрена ответственность за: доведение до самоубийства; склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства; организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства; нанесение побоев при наличии квалифицирующих признаков; нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость; истязание; угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; заражение венерической болезнью; заражение ВИЧ-инфекцией; незаконное проведение искусственного прерывания беременности; неоказание помощи больному; воспрепятствование оказанию медицинской помощи; оставление в опасности.

Защита прав детей, в соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ, является одной из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.

Несовершеннолетние являются наиболее незащищенной категорией граждан из-за их физической, психологической и социальной незрелости.

В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего законоохранительную функцию, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 13.12.2021 № 744 определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Наиболее эффективной защитой прав детей прокурором является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено участие прокурора в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он непосредственно обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних – инициативная форма; когда прокурор вступает в процесс, начатый другими лицами, с целью дачи заключения.

Так, действия прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ).

Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Отдельно необходимо выделить заявления прокурора в защиту нарушенных прав детей-инвалидов об организации надлежащего обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными средствами, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по делам, в том числе, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваемых в рамках административного судопроизводства: об оспаривании нормативного правового акта, нарушающего жилищные права детей-инвалидов, об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

При наличии фактов о нарушении прав несовершеннолетних Вы вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Прокуратура Иркутского района расположена по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 9.

MS Word45x45 Памятка для родителей и детей: "Предупреждение выпадения малолетних детей из окон домов"

 

Защита прав детей, в соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ, является одной из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.

Несовершеннолетние являются наиболее незащищенной категорией граждан из-за их физической, психологической и социальной незрелости.

В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего законоохранительную функцию, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 13.12.2021 № 744 определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Наиболее эффективной защитой прав детей прокурором является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено участие прокурора в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он непосредственно обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних – инициативная форма; когда прокурор вступает в процесс, начатый другими лицами, с целью дачи заключения.

Так, действия прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ).

Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Отдельно необходимо выделить заявления прокурора в защиту нарушенных прав детей-инвалидов об организации надлежащего обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными средствами, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по делам, в том числе, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваемых в рамках административного судопроизводства: об оспаривании нормативного правового акта, нарушающего жилищные права детей-инвалидов, об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

При наличии фактов о нарушении прав несовершеннолетних Вы вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Прокуратура Иркутского района расположена по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 9.

Уголовная ответственность за незаконное образование юридического лица установлена ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее – УК РФ).

Фактически данной статьей предусмотрена ответственность за создание «фирм-однодневок», через которые совершаются различные незаконные сделки (например, отмывание и обналичивание денежных средств).

Под незаконным образованием юридического лица понимается образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в регистрирующий орган данных, которые повлекли внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Преступление считается оконченным с момента государственной регистрации, которым признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Уголовной ответственности подлежат физические лица, достигшие возраста 16 лет.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа от 100 000 руб. до 300 000 руб. (или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года),
либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы
на тот же срок.

Частью 2 статьи 173.1 УК РФ предусмотрена ответственность
за совершение тех же действий:

  • Лицом с использованием своего служебного положения;
  • Группой лиц по предварительному сговору (при участии
    в преступлении двух и более лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления);

За совершение деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 173.1 УК РФ, установлено более строгое наказание: штраф в размере от 300 000 руб.
до 500 000 руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет), либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

С 01.01.2025 на территории Иркутской области действуют дифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленные приказом службы по тарифам области от 30.11.2024 № 79-345-спр.

Приказом службы установлены 3 диапазона объемов потребления электрической энергии: первый диапазон 3900 кВт/ч, второй диапазон от 3901 до 6000 кВт/ч, третий – свыше 6000 кВт/ч.

Для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электроотопительными установками применяется повышающий (сезонный) коэффициент 1,8 на период январь – апрель 2025 года. Это значит первый диапазон стал равен 7020 кВт/ч, второй диапазон от 7021 до 10800 кВт/ч, третий – свыше 10800 кВт/ч.

Без ограничения пороговым значением электроэнергия поставляется многодетным семьям и на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

Информацию об оборудовании жилого помещения электроотопительными установками необходимо направлять в адрес организации, с которой потребителем заключен договор энергоснабжения. Для большей части территории Иркутского района это ООО «Иркутскэнергосбыт».

В соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, оборудование дома электроотопительной установкой подтверждается техническим паспортом жилого помещения.

Вместе с тем, в случае невозможности изготовления технического паспорта, или отсутствия в техническом паспорте сведений об электроотопительных установках, сбытовой компанией может быть принята «информация о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению» в соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Форму и порядок направления документов и информации потребитель может уточнить на официальном сайте гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также сообщаю, что на период с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года в Иркутской области введен понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электроэнергию для домов с электроотоплением, расположенных населённых пунктах региона. Для жителей, оплачивающих электроэнергию по городскому тарифу (при наличии электроотопления), а также для проживающих в сельской местности стоимость киловатт-часа в первом диапазоне потребления 1,106 руб., во втором диапазоне 1,778 руб., в третьем диапазоне – 3,43 руб.

При этом, на период с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года для населения, проживающего в садоводческих некоммерческих товариществах и огороднических некоммерческих товариществах, находящимися в городских населенных пунктах стоимость в первом диапазоне потребления составит 1,58 руб., во втором диапазоне – 2,54 руб., в третьем диапазоне – 4,9 руб. Для населения проживающего в садоводческих некоммерческих товариществах и огороднических некоммерческих товариществах, находящихся в сельских населенных пунктах стоимость потребления, составит в первом диапазоне потребления 1,106 руб., во втором диапазоне – 1,778 руб., в третьем диапазоне – 3,43 руб.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну представляет гарантированное государством и предоставленное человеку конституционное право контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера, закрепленное статьей 23 Конституции Российской Федерации. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер.

Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Объективную сторону преступления составляют следующие альтернативные действия, выполнение которых образует состав преступления, предусмотренного статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации: 1) собирание и 2) распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Под собиранием сведений о частной жизни лица понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например, путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио-, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения.

Распространение сведений о частной жизни лица представляет собой сообщение (разглашение) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом (в частности, путем передачи материалов или размещения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»).

К ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть привлечено лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Отсутствие подписи сотрудников правоохранительных органов в протоколе об административном правонарушении не является основанием для прекращения дела.

К данному выводу пришел Конституционный суд Российской Федерации при рассмотрении жалобы гражданина о проверке конституционности положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом разъяснено, что отсутствие в протоколе подписи составившего его должностного лица обусловливается, по общему правилу, халатностью (невнимательностью), а не преднамеренным характером его действий (бездействия).

Как следствие, отсутствие подписи не означает, что обстоятельства выявленного административного правонарушения фактически не имели места или изложены (описаны) в протоколе не в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, прекращение дела об административном правонарушении, мотивированное одним лишь отсутствием в протоколе
об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица, расходится с обязанностью государства охранять права потерпевших и обеспечивать им компенсацию (возмещение) ущерба (вреда), причиненного незаконными действиями (бездействием).

При выявлении в процессе рассмотрения дела по существу недостатков, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, суд вызывает лицо, оформившее протокол в целях подтвердить, что именно это лицо его оформило.

13.01.2025 вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральным законом от 13.12.2024 № 459-ФЗ «О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено обязательное нотариальное удостоверение договора дарения недвижимости

Согласно внесенным в п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации изменениям, теперь нотариальному удостоверению подлежит договор дарения недвижимого имущества, заключенный между гражданами.

Предыдущей редакцией федерального закона предусматривалась лишь обязательная государственная регистрация договора дарения недвижимого имущества.

Указанные изменения внесены в целях упрочения гражданского оборота недвижимого имущества, предупреждения нарушения прав сторон по таким сделкам путем применения предупредительных и консультативных функций нотариального удостоверения, выражающихся в проверке законности совершаемой сделки, предупреждении сторон об ее характере, разработке нотариусом проектов удостоверяемых документов с учетом их интересов

В связи с внесенными изменениями следует обратить внимание на то, что несоблюдение требований закона о нотариальном удостоверении сделки дарения влечет ее ничтожность в соответствии с положениями п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Порядок действий работодателя при получении работником инвалидности, а также объем предоставляемых работнику-инвалиду льгот и гарантий зависят от группы инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности, установленной учреждениями медико-социальной экспертизы. Немаловажное значение будут иметь и действия самого работника, который может не сообщить об инвалидности (не представить документы, подтверждающие инвалидность) или отказаться от реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (полностью или в ее части).

Последствиями установления работнику инвалидности могут быть:

1. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Обязанность расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации возникает у работодателя в случае, когда представленные документы об инвалидности содержат сведения о полной неспособности работника к трудовой деятельности.

2. Прекращение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если из рекомендаций, содержащихся в ИПРА, следует, что работник не может выполнять работу в соответствии с занимаемой должностью и нуждается в переводе на другую работу, то работодателю следует руководствоваться статьей 73 Трудового кодекса Российской Федерации. Частью 3 указанной статьи предусмотрены два случая, когда трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) отсутствие у работодателя соответствующей работы;

2) отказ работника от перевода на предложенные должности.

3. Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).

Перевод на другую должность осуществляется в случае, если работник в соответствии с медицинскими документами не может выполнять работу по занимаемой должности, нуждается в переводе на другую работу и согласился на него.

4. Изменение условий трудового договора в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и содержанием ИПРА (ст. 72 ТК РФ).

В некоторых случаях перевод на другую должность не требуется, но определенные условия трудового договора необходимо привести в соответствие с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и содержанием ИПРА, например, продолжительность рабочего времени.

2025-03-25-buklet-peshehod-min.jpg

Федеральным законом от 08.07.2024 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введены новые штрафы в сфере оборота древесины, которые применимы с 01.01.2025: 

- перевозка древесины или продукции ее переработки на автомобилях без технических средств контроля движения. Штраф для юридических лиц - от 200000 до 400000 руб., для индивидуальных предпринимателей - от 100000 до 200000 руб., для должностных лиц - от 20000 до 40000 руб.;

- непередача в ФГИС ЛК информации о перемещении такого транспорта. Штраф для юридических лиц - от 200000 до 400000 руб., индивидуальных предпринимателей - от 100000 до 200000 руб., для должностных лиц - от 20000 до 40000 руб.;

- непередача в государственный лесной реестр сведений (передача заведомо ложных сведений), в частности, об адресах и владельцах объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Штраф для юридических лиц - от 100000 до 200000 руб., граждан - от 25000 до 50000 руб., должностных лиц - от 50000 до 100000 руб.;

- непередача или несвоевременная передача некоторой информации (передача заведомо ложных сведений) об обороте древесины, которая нужна для формирования отчета о балансе древесины и отчета о древесине и продукции ее переработки. Штраф для юридических лиц  - от 100000 до 200000 руб., индивидуальных предпринимателей - от 7000 до 25000 руб., для должностных лиц - от 5000 до 20000 руб.;

- несоблюдение порядка внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр и требований к их размещению и характеристикам. Штраф для юридических лиц - от 100000 до 200000 руб., индивидуальных предпринимателей - от 50000 до 100000 руб., должностных лиц - от 25000 до 50000 руб.

За повторное совершение первых двух нарушений древесину и транспортные средства могут конфисковать.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Законодателем установлена ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа:

ч. 1 ст. 159.3 УК РФ - мошенничество с использованием электронных средств платежа - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

ч. 2 ст. 159.3 УК РФ - то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

ч. 3 ст. 159.3 УК РФ - деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

ч. 4 ст. 159.3 УК РФ - деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Майнинг криптовалюты (цифровой валюты) – это получение такой валюты с помощью специального оборудования и программного обеспечения как в форме выпуска криптовалюты, так и в форме платы за подтверждение операций в сети криптовалюты.

Майнинговая деятельность регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Деятельность по добыче криптовалюты будет являться законной лишь в случае соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом, а именно исполнения обязанности состоять в специализированном Реестре лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, если потребитель электроэнергии является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ИП), а также соблюдать лимит потребления энергии, если вы гражданин РФ-физическое лицо (лимит составляет не более 6 000 киловатт-часов в месяц (кВт/мес), при потреблении электроэнергии в объеме меньшем не требуется включения в реестр).

Реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, ведется налоговыми органами на основании Постановления Правительства РФ от 31.10.2024 № 1464 «Об утверждении Правил ведения реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и Правил ведения реестра операторов майнинговой инфраструктуры».

При этом законом установлены дополнительные условия, при которых запрещено заниматься майнинговой деятельностью:

- если потребитель является ИП или юрлицом, не соответствующим требованиям к деловой репутации, например, если руководящие лица юридических лиц имеют неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, преступления против госвласти либо умышленные преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие (ч. 3 ст. 14.2 Федерального закона);

- если организация занимается деятельностью по передаче или производству электроэнергии, торговле ею, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике – то есть сетевые организации, гарантирующие поставщики электрической энергии и иные субъекты электроэнергетики не могут осуществлять майнинговую деятельность;

- если деятельность осуществляется на территориях, на которые распространяется запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1869 (ч. 12 ст. 14 Федерального закона). Постановлением определен Перечень субъектов РФ и отдельных территорий, где вводится запрет на майнинг (в том числе на участие в майнинг-пуле), и сроки его действия, к таким территориям относится Иркутский район: запрет майнинга установлен с 01.01.2025 по 15.03.2025 и в дальнейшем с 15 ноября по 15 марта каждого года вплоть до 2031 года.

За неисполнение установленных требований законодательства о майнинге установлена ответственность, правоохранительные органы и субъекты электроэнергетики ведут постоянную работу по выявлению незаконной майнинговой деятельности, выявление таких нарушений может привести к незамедлительному полному ограничению потребления электроэнергии, например, по инициативе правоохранительных органов, энергосбытовой или сетевой организации и иным санкциям.

На основании изложенного, в целях осуществления законной майнинговой деятельности потребителям электрической энергии (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, превышающим объем потребления 6000кВт/мес.) необходимо принимать меры к включению в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты.

Периоды, включаемые в трудовой стаж, перечислены в статьях 11 (периоды работы) и 12 (иные периоды, засчитываемые в страховой стаж) Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Статьей 14 названного закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 указанного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии Федеральным законом от 01.01.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета на указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии может рассчитываться как по пункту 3, так и по пункту 4.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление продолжительности периодов трудовой деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке.

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает включение в общий трудовой стаж некоторых периодов трудовой деятельности, не предусмотренных пунктом 3 статьи 30 названного закона, а также включение некоторых видов трудовой деятельности в льготном порядке исчисления. Так, в подсчет стажа по пункту 4 статьи 30 включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности (учеба).

Пункт 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, является более льготным и позволяет реализовать право на установление трудовой (страховой) пенсии тем категориям граждан, которые не имели возможности в полной мере приобрести пенсионные права (например, многодетные матери).

Вместе с этим, для граждан, реализовавших свои пенсионные права в полной мере, расчет размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 закона № 173-ФЗ зачастую бывает не выгоден.

Согласно части 2 статьи 220 Трудового Кодекса Российской Федерации работники детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Обязанность по организации проведения за счет собственных средств предварительных осмотров работников возлагается на работодателя.

Если потенциальный работник самостоятельно оплатил медосмотр, ему необходимо направить работодателю письменное заявление о компенсации стоимости медосмотра и приложить документы, подтверждающие произведенные расходы.

При этом обязанность работодателя возместить гражданину расходы на оплату предварительного медосмотра не зависит от последующего заключения с ним трудового договора. Исключением является случай, когда работодатель направил будущего работника на медосмотр в определенное медучреждение, а соискатель прошел его в другом месте.

В Иркутской области в Киренском районе наказание в виде административного ареста было назначено судоводителю, нарушившему правила эксплуатации маломерного судна, и не оплатившему своевременно штраф. Еще 12 человек в Иркутском, Тайшетском, Усольском, Усть-Кутском, Черемховском районах заплатят штраф за различные правонарушения, входящие в компетенцию ГИМС, в двойном размере. В 2024 году такой вид наказания был применен в отношении 8 судоводителей.

Сотрудники Центра государственной инспекции по маломерным судам напоминают, что административный штраф является распространенной санкцией. Однако, лица, совершившие правонарушение и привлеченные к ответственности, зачастую злостно уклоняются от его оплаты в установленный срок. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях он предусмотрен: не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

За неуплату в указанный срок в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Решение о назначении административного наказания в пределах санкции части 1 статьи 20.25 КоАП РФ принимает суд, при этом первоначальный штраф, назначенный постановлением о привлечении к административной ответственности, также должен быть оплачен.

Неуплата административного штрафа не относится к длящимся правонарушениям, в связи с чем, деяние считается совершенным и оконченным на следующий же день по истечении установленного срока – как правило, на 61 день. Суд или надзорный орган направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

С 01.01.2025 на территории Иркутской области действуют дифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленные приказом службы по тарифам области от 30.11.2024 № 79-345-спр.

Приказом службы установлены 3 диапазона объемов потребления электрической энергии: первый диапазон 3900 кВт/ч, второй диапазон от 3901 до 6000 кВт/ч, третий – свыше 6000 кВт/ч.

Для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электроотопительными установками применяется повышающий (сезонный) коэффициент 1,8 на период январь – апрель 2025 года. Это значит первый диапазон стал равен 7020 кВт/ч, второй диапазон от 7021 до 10800 кВт/ч, третий – свыше 10800 кВт/ч.

Без ограничения пороговым значением электроэнергия поставляется многодетным семьям и на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

Дополнительно с 01.01.2025 в области введен понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электроэнергию для домов с электроотоплением, расположенных в городах региона.

Информацию об оборудовании жилого помещения электроотопительными установками необходимо направлять в адрес организации, с которой потребителем заключен договор энергоснабжения.

Приказами службы по тарифам Иркутской области на территории области гарантирующими поставщиками электрической энергии являются ООО «Иркутская энергосбытовая компания», АО «Витимэнергобыт», ООО «Русэнергосбыт».

В соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, оборудование дома электроотопительной установкой подтверждается техническим паспортом жилого помещения.

Вместе с тем, в случае невозможности изготовления технического паспорта, или отсутствия в техническом паспорте сведений об электроотопительных установках, сбытовой компанией может быть принята «информация о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению» в соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно подпункта «е» пункта 31, подпункта «д» пункта 31(1), пункта 37 Правил № 354, пункта 2 статьи 155 ЖК РФ расчет платы за коммунальные услуги производится за период с 26 числа прошлого месяца по 25 число текущего месяца, а платежные документы формируются и направляются потребителям до 1 числа месяца, следующего за расчетным.

Таким образом, указанные сведения необходимо представить в сбытовую организацию заблаговременно.

В соответствии с п. 31 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Форму и порядок направления документов и информации потребитель может уточнить на официальном сайте гарантирующего поставщика (для территории Иркутского района – ООО «Иркутскэнергосбыт») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целях недопущения нарушения требований миграционного законодательства, в частности недопущения фактов фиктивной регистрации и постановки на учет граждан, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» разъяснены содержание действий, образующих признаки преступлений в сфере миграционного законодательства и особенности их квалификации.

Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в РФ на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Деяния, предусмотренные ст.322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.

Приказом МВД России от 11.08.2020 № 561 утверждены форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и форма заключения об установлении факта их фиктивной постановки на учет по месту пребывания.

Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно ст. 322.3 УК РФ.

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

pdf ico Памятка для присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей – это форма отправления правосудия, целью которой является постановление судебных решений по уголовному делу с привлечением граждан для обеспечения максимальной состязательности в судебном разбирательстве и беспристрастности принимаемых по делу решений.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, - это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

Присяжные заседатели вправе: участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий; просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Присяжные заседатели обязаны: присутствовать при рассмотрении уголовного дела и не отлучаться из зала судебного заседания; до удаления в совещательную комнату для вынесения вердикта не выражать свое мнение по уголовному делу и не обсуждать его с другими присяжными заседателями, судом, сторонами, иными лицами (в том числе присяжные заседатели не могут выступать в СМИ); не общаться с лицами, которые не входят в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; не собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; не нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам; отвечать на вопросы, поставленные перед ними в вопросном листе; проголосовать по всем вопросам, поставленным перед присяжными судом;  не разглашать государственную и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной в ходе рассмотрения дела, если взята соответствующая подписка.

Необходимо отметить, что в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» установил, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, в том числе Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Таким образом безопасность присяжных заседателей обеспечивается и гарантируется государством.

За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию. Денежное взыскание налагается судом.

Суд присяжных — это важнейший гарант прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Участие в суде в качестве присяжного является конституционным правом и гражданским долгом каждого.

На работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов (например, постановление о наложении административного штрафа, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.). Такие положения закреплены в ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Работодатель обязан также обеспечить сохранность исполнительных документов, которые относятся к бланкам строгой отчетности. Исполнительные листы и соглашения о выплате алиментов при направлении в организацию передаются бухгалтеру, назначенному приказом руководителя ответственным за их хранение, под роспись.

Полученные документы в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в специальном журнале, который ведется в произвольной форме. Хранить исполнительные документы необходимо в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации).

В исполнительный документ вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после этого документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней с момента увольнения должника постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника вместе с копией исполнительного документа должны быть направлены заказным письмом или нарочным в службу судебных приставов.

Если работодатель не выполнит обязанность по сообщению информации об увольнении работника, в том числе плательщика алиментов, то, как в отношении лиц, ответственных за предоставление такой информации, так и в отношении организации-работодателя судебный пристав-исполнитель принимает решение о вынесении постановления о наложении административного штрафа в размере, определенном ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению возможно привлечение к уголовной ответственности.

Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на предусмотренные категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

За использование земельного участка не по целевому назначению предусмотрены разные виды юридической ответственности.

В соответствии со ст. 8.8. КоАП  РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

Кто привлекается

Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена

Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена

Граждане

0,5 - 1% от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 руб. и не более 100 000 руб.

10 000 - 20 000 руб.

Должностные лица, в том числе ИП

1 - 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб. и не более 300 000 руб.

20 000 - 50 000 руб.

Организации

1,5 - 2% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб. и не более 700 000 руб.

100 000 - 200 000 руб.

При этом стоит отметить, что ответственность за нарушения порядка использования земельного участка может быть предусмотрена и законодательством субъекта РФ.

Дополнительно следует отметить, что ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Федеральным законом РФ от 08.08.2024 № 307-ФЗ в действие с 01.03.2025 будет введена ст. 85.1 земельного кодекса РФ, согласно которой срок освоения земельного участка из состава земель населенных пунктов составляет три года.

Кроме административной ответственности, нецелевое использование земельного участка может повлечь за собой, в частности, прекращение аренды участка по инициативе арендодателя, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Если участок находится в частной собственности, его могут принудительно изъять в судебном порядке и продать с публичных торгов в порядке ст. 54.1 ЗК РФ:

- когда участок из земель сельхозназначения не используется для такой деятельности. Эти действия возможны, если на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено, что участок не используется по целевому назначению в течение трех и более лет (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона об обороте сельхозземель);

- когда участок из земель сельхозназначения, приобретенный в соответствии со ст. 6 Закона об обороте сельхозземель, не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты приобретения (пп. 4 п. 1 ст. 6 названного Закона);

- когда на участке возведена самовольная постройка (ч. 6, п. 2 ч. 12 ст. 55.32 ГрК РФ).

Если участок с самовольной постройкой является государственной или муниципальной собственностью, то возможны такие последствия:

арендодатель в одностороннем порядке может расторгнуть договор (п. 4 ст. 46 ЗК РФ);

право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования участком может быть принудительно прекращено, а участок изъят по решению исполнительного органа (п. 6.1 ст. 54 ЗК РФ).

Права на участок с самовольной постройкой могут быть прекращены, если застройщик или правообладатель земельного участка не исполнит в определенные сроки требования о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

На территории Иркутского района расположено большое количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, в связи с чем зачастую встречаются случаи неиспользование таких земельных участков в соответствии с целевым назначением.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

При этом законодателем предусмотрены определенные признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482), так и критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (Постановление Правительства РФ от 22.07.2011 № 612)

В случае, если земельный участок сельскохозяйственного назначения используется не в соответствии с целевым назначением, в том числе, зарастает сорной растительностью, собственники таких участков (либо иные лица) могут быть привлечены уполномоченными контрольными (надзорными) органами к административной ответственности.

Так, частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение установленного срока.

За указанное предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости