В связи с наступлением периода зимних праздников, когда активно используются фейерверки и другие пиротехнические изделия, прокуратура разъясняет следующее.
Порядок применения пиротехнических изделий закреплен в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
Так применение пиротехнических изделий запрещается:
а) в помещениях, зданиях и сооружениях любого функционального назначения, за исключением применения специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов, для которых разработан комплекс дополнительных инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
б) на территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов, в полосах отчуждения железных дорог, нефтепроводов, газопроводов и линий высоковольтной электропередачи;
в) на кровлях, покрытии, балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий (сооружений);
г) во время проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования;
д) на территориях особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, кладбищ и культовых сооружений, заповедников, заказников и национальных парков;
е) при погодных условиях, не позволяющих обеспечить безопасность при их использовании;
ж) лицам, не преодолевшим возрастного ограничения, установленного производителем пиротехнического изделия.
За нарушение правил запуска и эксплуатации фейерверков, законодателем предусмотрены различные виды ответственности, вплоть до уголовной.
Если причинен вред имуществу и личности, то в соответствии с п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Пиротехнические изделия являются ее источником. Размер возмещения вреда будет зависеть от размера причиненного ущерба.
В соответствии со ст.20.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность для граждан в виде предупреждения или штрафа в размере до трех тысяч рублей, а в случае наступления последствий в виде возникновения пожара и уничтожения или повреждения чужого имущества, причинения легкого вреда здоровью человека либо вреда здоровью средней тяжести – в виде штрафа до пяти тысяч рублей.
За нарушение правил использования пиротехнических изделий, если причинен тяжкий вреда здоровью или смерть человека, виновное лицо подлежит ответственности по ст. 218 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание по которой предусмотрено до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За повреждение имущества в крупном размере путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности ответственность наступает по ст. 168 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде наказания до 1 года лишения свободы.
Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 1882 «О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» с 1 марта 2023 года вводятся новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование.
Правила будут действовать до 1 марта 2029 года.
В соответствии с новыми Правилами проверка на алкоголь будет возможна в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Основания те же - запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, не соответствующее обстановке поведение и др.
Факт употребления алкоголя по-прежнему будет определяться наличием в выдыхаемом водителем воздухе этилового спирта в концентрации, превышающей возможную погрешность измерений (0,16 мг. на 1 л.).
При отказе водителя от проверки или несогласии с ее результатами, а также в случае, когда есть достаточные основания полагать, что он не трезв, однако проверка ничего не показала - водитель направляется на медосвидетельствование.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Пленум разъясняет, что следует понимать под моральным вредом, когда возможна его компенсация.
Компенсацию можно потребовать и тогда, когда закон прямо этого не предусматривает. Если же речь идет о нарушении имущественных прав, такое возможно только в случаях, установленных нормами. Рассмотрены спорные моменты, связанные со вступлением таких положений в силу.
Право требовать компенсацию нельзя передать в порядке правопреемства, в т. ч. по цессии. Однако можно передать право требовать саму сумму, взысканную судом в счет компенсации.
Приведены общие условия возложения обязанности компенсировать моральный вред. Вина в его причинении предполагается, пока не доказали иное. Иногда такую ответственность возлагают и без вины. Ее форму могут учесть при определении размера компенсации.
Если моральный вред причинили правомерными действиями, его не компенсируют.
Моральный вред, причиненный лицом при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, компенсирует работодатель.
Разобраны вопросы, связанные с компенсацией, когда моральный вред причинен при использовании источников повышенной опасности, в т. ч. транспорта.
Даны указания относительно способов и размера компенсации. Такая величина не зависит от сумм удовлетворенных судом имущественных требований.
Рассмотрены отдельные случаи компенсации морального вреда, в т. ч. из-за незаконных действий госорганов, работодателей, страховщиков, медицинских организаций, продавцов, изготовителей товаров.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ внесены изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Указанными изменениями предусмотрена конфискация (принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства) транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступлений, предусмотренных статьями 264.1 (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость), 264.2 (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами), 264.3 (управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что конфискация является мерой уголовно-правового характера и не заменяет уголовного наказания, а применяется одновременно с ним.
Изменения вступили в силу с 25.07.2022.
Россия является одной из богатейших стран по количеству лесных ресурсов. Как сложилось исторически, жизнедеятельность россиян тесно связана с использованием рассматриваемого вида ресурса, которое весьма разнообразно – от топлива до предметов искусства. И законодательство России как социального государства предусматривает предоставление гражданам лесоматериала для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Также в соответствии с ч. 4 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 11.01.2016 № 5-пп «Об утверждении Положения о порядке обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», документами, необходимыми для принятия уполномоченным органом решения о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, являются:
1) для цели отопления:
- правоустанавливающие документы на жилое помещение, хозяйственные постройки с печным отоплением;
- технический паспорт (технический план) жилого помещения, хозяйственных построек либо иной документ, содержащий сведения о наличии печного отопления;
2) для цели возведения строения:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- разрешение на строительство или уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, если такие документы требуются в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) для цели текущего или капитального ремонта жилого помещения:
- правоустанавливающие документы на жилое помещение;
- технический паспорт (технический план) жилого помещения;
4) для цели строительства хозяйственных построек - правоустанавливающие документы на земельный участок;
5) для цели ремонта хозяйственных построек - правоустанавливающие документы на хозяйственные постройки, а при их отсутствии - правоустанавливающие документы на земельный участок.
После рассмотрения и принятия положительного решения Ваше заявление будет зарегистрировано в электронном реестре учета заявлений граждан.
Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается с гражданином в зависимости от вида нужды в срок:
1) для цели отопления – не позднее чем через 65 календарных дней с даты регистрации заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в реестре;
2) для целей возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек – не позднее чем через пять лет с даты регистрации заявления в реестре.
При наступлении очередности Вы сможете заключить договоры купли-продажи лесных насаждений для нужд отопления, возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек или, отказавшись от указанных договоров, получить лесоматериал в качестве дополнительной меры социальной поддержки.
В целях реализации права на заготовку древесины для осуществления печного отопления, строительства, ремонта дома, хозяйственных построек Вам необходимо обратиться в одно из Территориальных управлений Министерства лесного комплекса области, в сферу деятельности которых входит территория Иркутского района (по Иркутскому, Голоустненскому, Ангарскому лесничеству) с заявлением о заключении договора для заготовки древесины для собственных нужд с приложением вышеуказанных документов (в зависимости от цели использования).
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2022 № 1842 внесены изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов.
Материнским капиталом теперь можно оплатить образовательные услуги индивидуального предпринимателя. В частности, это могут быть услуги частного преподавателя, негосударственного детского сада или школы.
Обязательным условием является наличие у индивидуального предпринимателя лицензии на образовательную деятельность.
Для оплаты Пенсионным Фондом России (ПФР) нужно представить заявление и заключенный с индивидуальным предпринимателем договор с расчетом стоимости через отделение ПФР (сайтом ПФР), МФЦ либо воспользоваться порталом государственных и муниципальных услуг, в т.ч. посредством мобильного приложения.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Установлен повышенный размер административных штрафов за загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, а также за аналогичные действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин.
В частности, для граждан предусмотрен административный штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; для должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случае повторного совершения соответствующих правонарушений размеры штрафов увеличиваются вдвое, при этом в отношении должностных и юридических лиц допускается возможная конфискация транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения.
Кроме того, закреплена возможность фиксации указанных правонарушений с помощью специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Старший помощник Западно-Байкальского межрайонного
природоохранного прокурора
Р.Д. Кузнецов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 № 1043 утверждены изменения, которые вносятся в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее – Изменения).
Согласно Изменениям, в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее – Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509, внесены значительные правки. В соответствии с Изменениями:
- установлено, что является лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, в целях применения Положения;
- расширен перечень объектов, на которые не распространяется действие Положения;
- теперь не допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях создания и эксплуатации лесных плантаций;
- определено кто является правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором расположены леса. При этом, если использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на сельскохозяйственных землях, осуществляется правообладателем, который не является собственником земельного участка, то необходимо для осуществления тех или иных работ получить согласие собственника земельного участка в письменной форме;
- правообладатель земельного участка вправе направить заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в территориальный орган Россельхознадзора. Установлены требования к направлению и порядок рассмотрения данных заявлений. Ранее было достаточно направить уведомление об использовании лесов, расположенных на сельскохозяйственном земельном участке;
- при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, необходимо составить проект освоения лесов, подать лесную декларацию, представлять отчеты об охране и использовании лесов. До вступления в силу Изменений представление и разработка данной документации не требовались;
- установлены случаи, в которых прекращается деятельность по использованию лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Ранее прекращение деятельности по использованию таких лесов осуществлялось только в случае подачи соответствующего уведомления.
Положение претерпело значительные изменения. Контроль за использованием лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, усилится.
Помощник Западно-Байкальского межрайонного
природоохранного прокурора
А.В. Колесникова