Администрация

Управление Росреестра по Иркутской области проводит работу по повышению качества предоставляемых услуг, сокращению сроков их оказания и уменьшению доли приостановлений и отказов при проведении учетно-регистрационных действий. По итогам десяти месяцев 2018 года средний срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество в регионе составил 3,5 дня. Таким образом, фактический срок проведения процедуры оказался в три раза меньше сроков, установленных законом 218-ФЗ «О государственной регистрации прав», согласно которому государственная регистрация прав проводится в течение девяти рабочих дней при подаче документов в офисе многофункционального центра и в течение семи дней при подаче документов в орган регистрации прав.

Также Управлением принимаются меры по уменьшению количества приостановлений и отказов в государственной регистрации прав и кадастровом учете. Так, в ведомстве действуют телефоны для оперативного консультирования граждан и юридических лиц по вопросам кадастрового учета и регистрации прав. Консультирование проходит на постоянной основе в пределах рабочего времени Управления. Заявителям, обратившимся на горячие линии, разъясняют причины приостановлений и способы доработки документов. Вопросы по государственному кадастровому учету заявители могут задать по телефону: 89294310978. Вопросы по государственной регистрации прав можно задать по телефону: 89294310905.

Средний срок оказания услуг, доля приостановлений и отказов являются одними из основных факторов, влияющих на качество регистрационного процесса. Показатели учитываются в целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества».  

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

Управление Росреестра по Иркутской области зарегистрировало первые договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу. На сегодняшний день новой системой привлечения денежных средств дольщиков воспользовались две компании, которые ведут строительство многоквартирных домов в Иркутске и Иркутском районе.

Напомним, с 1 июля 2018 года начали действовать поправки в федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», которые ужесточили требования к застройщикам и ввели дополнительные меры защиты прав дольщиков. Наравне со старым механизмом привлечения средств дольщиков вводится схема эскроу-счетов. Средства граждан, находящиеся на таких счетах, будут перечислены на расчетный счет застройщика только после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию. С 1 июля 2019 года использование эскроу-счетов при привлечении средств граждан застройщиком станет обязательным.     

«Новая схема – альтернативный способ защиты прав дольщиков. Застройщик по своему усмотрению может привлекать средства граждан по договорам участия в долевом строительстве напрямую, делая отчисления в Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, или использовать эскроу-счета. При регистрации договоров долевого участия специалисты Управления, соответственно, проверяют сделаны ли застройщиком отчисления в компенсационный фонд, а при использовании счета эскроу - внесен ли банк, предоставляющий использование такого счета, в реестр Центробанка. Открытие эскроу-счета освобождает застройщика от необходимости уплачивать взносы в фонд, но в этом случае распоряжаться деньгами дольщиков он сможет только после того, как объект будет сдан и в Едином государственном реестре недвижимости будет зарегистрировано право собственности как минимум на одну квартиру в доме. После того, как объект долевого строительства будет передан дольщику, банк перечислит его средства со специального счета на счет застройщика или направит эти средства на погашение кредита, взятого компанией для строительства. Такая схема поможет обезопасить граждан от недобросовестных строительных компаний и станет дополнительной гарантией того, что дольщики получат обещанную квартиру», - поясняет начальник отдела регистрации недвижимости № 2 Управления Росреестра по Иркутской области Эльвира Демидович.

Использование счетов эскроу не предполагает финансовых рисков для дольщика. Граждане смогут вернуть свои деньги, если застройщика признают банкротом и в отношении него начнется конкурсное производство, если по решению арбитражного суда компанию ликвидируют как юридическое лицо, а также в случае, если застройщик не сдаст объект долевого строительства в оговоренный срок. Также средства на счетах эскроу подлежат обязательному страхованию, что является дополнительной защитой для граждан и застройщиков при банкротстве кредитной организации.

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

Предусмотренные законодательством Российской Федерации новшества  обрадуют большую часть  садоводов.

Так, до настоящего времени, законом была ограничена возможность  строительства  жилых домов на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. Возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем имели лишь правообладатели дачных земельных участков.

Новый закон (Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 1 января 2019 года предоставляет садоводам возможность возводить жилые дома на садовых земельных участках.  Исключение составляют огородные земельные участки, на которых возможно лишь строительство  хозяйственных построек, предназначенных для хранения инвентаря и урожая.

Кадастровая палата  по Иркутской области напоминает, что при начале строительства жилого дома на садовом участке следует учесть, что градостроительным законодательством предусмотрен порядок согласования такого строительства.

Так, прежде чем начать строительства жилого дома (с правом регистрации проживания в нем) или садового дома (без права регистрации проживания в нем), застройщику необходимо подать в соответствующий уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве (или реконструкции уже существующего) объекта недвижимости.

Следующим этапом застройщик должен направить в уполномоченный орган уведомление об окончании строительства. К такому уведомлению застройщик прилагает подготовленный за свой счет технический план построенного жилого или садового дома. 

В случае соответствия построенного здания установленным требованиям, дальнейшие действия  по направлению заявления о регистрации права собственности на созданный объект недвижимости осуществляет тот уполномоченный орган, которому застройщик направлял уведомления.

Параметры жилого дома, возводимого на садовом земельном участке должны соответствовать параметрам, присущим объекту индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящего здания с количеством надземных этажей не более трех, высотой не более двадцати метров.

Кроме всего сказанного, важно отметить, что дома, построенные до 1 января 2019 года на садовых и дачных земельных участках  с назначением «жилое», «жилое строение» признаются жилыми домами.  При этом, замена ранее выданных документов на такие здания не требуется. Изменение сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении назначения таких домов может осуществляться по желанию их правообладателей.

Н.Г. Огнева,
ведущий юрисконсульт юридического отдела
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области

Муниципальные образования - это административно – территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа). Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Границы муниципальных образований относятся к объектам землеустройства и подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). 

Сведения об установлении границ муниципальных образований Иркутской области, поступающие от органов государственной власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия, вносятся в ЕГРН Кадастровой палатой по Иркутской области. 

В настоящее время ЕГРН пополнился сведениями о 67 границах  муниципальных образований Иркутской области.

Наличие в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении кадастрового учета, что повышает защищенность имущественных прав юридических лиц и граждан. Кроме того, актуальная информация о границах позволяет эффективно управлять территориями и земельными ресурсами региона, а также увеличивает инвестиционную привлекательность субъекта.

По информации Кадастровой палаты по Иркутской области

В настоящее время кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. В Законе № 218-ФЗ «О регистрации недвижимости» перечислены случаи, в которых необходимо подать одно заявление на проведение регистрации прав и кадастрового учета в отношении одного и того же объекта. 

К самым распространенным жизненным ситуациям можно отнести раздел или объединение земельных участков,  выдел земельного участка в счет доли из земельного участка, находящегося в долевой собственности, строительство жилого или садового дома, а также снятие с учета объекта капитального строительства, права на который зарегистрированы.

Какие преимущества это дает заявителю?

Во-первых, единство процедуры учета и регистрации экономит время. Срок предоставления государственной услуги составляет 12 рабочих дней в случае обращения в МФЦ и 10 рабочих дней в случае обращения непосредственно в орган регистрации прав, например, посредством Портала государственных услуг.

Во-вторых, записи об осуществленном учете и регистрации права вносятся в единый информационный ресурс одновременно, что позволяет избежать ошибок и разного рода несоответствий в сведениях.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что в Законе о регистрации сохраняется ряд исключений, когда кадастровый учет возможен без регистрации права. Например, последовательно процедуру кадастрового учета, а затем регистрации права допустимо осуществлять, если земельный участок образован из земель (земельного участка), государственная собственность на которые не разграничена. Или образование земельного участка было сопряжено с необходимостью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.    

По информации Кадастровой палаты по Иркутской области

В октябре комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области рассмотрела на 44% больше заявлений. В результате работы комиссии у 44 из 70 земельных участков, в отношении которых были поданы обращения, кадастровая стоимость была снижена в общей сложности на 1,036 млрд руб.

Всего за десять месяцев 2018 года комиссия при Управлении рассмотрела 561 заявление в отношении 611 объектов недвижимости (594 земельных участков и 17 объектов капитального строительства). Более чем по половине заявлений приняты положительные решения об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в результате чего кадастровая стоимость объектов недвижимости была уменьшена в общей сложности на 5,7 млрд руб. Наибольшее количество обращений было принято ведомством в январе и августе. Тогда кадастровая стоимость рассмотренных на комиссии объектов недвижимости была снижена на 928,7 млн и 808 млн руб. соответственно.

«Сейчас в разгаре кампания по уплате налогов на имущество граждан. Хотим еще раз напомнить, что налог на земельные участки рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, на дома, квартиры, гаражи – из инвентаризационной. Проверить корректность указанной в налоговом уведомлении стоимости земельного участка жители региона могут на сайте Росреестра с помощью электронного сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости online». Также через «личный кабинет» на сайте можно заказать бесплатную выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью её можно оспорить в комиссии при Управлении», - говорит начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Эльвира Байрамова.

Основанием для пересмотра кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте, использованных при проведении оценки, а также определение кадастровой стоимости объекта в размере рыночной. Вместе с заявлением в комиссию требуется предоставить выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости); документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений); отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости).

Документы в комиссию при Управлении можно подать до утверждения результатов очередной государственной кадастровой оценки лично либо направить почтовым отправлением. Документы принимаются по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70.

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

Право граждан на жилище относится к основным правам человека и закреплено как в международных актах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах), так и в Конституции Российской Федерации (ст. 40).

Для правильного понимания законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление жилья гражданам, проживающим в технически изношенном жилищном фонде, необходимо понимать разницу терминов «ветхое» и «аварийное» жилье.

Ветхое – состояние, при котором конструкции здания имеют износ: для  каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям.

Аварийное – состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятых мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих. 

Таким образом, правовые последствия для жильца в виде предоставления другого благоустроенного жилья возникают только в случае признания его жилого помещения непригодным для проживания, а дома – аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции в соответствии  с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Сам по себе факт ветхости дома оснований для его расселения не создает.

Процедура признания жилья непригодным регулируется Положением о признании помещением жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.  Если дом, в котором проживает гражданин, представляет опасность для здоровья и жизни как проживающих, так и иных лиц, он вправе обратиться в межведомственную комиссию, создаваемую органами местного самоуправления.

Обращение в комиссию носит заявительный характер.  Для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным собственникам и нанимателям жилых помещений необходимо предоставить в комиссию следующие документы:

- заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

- в случае признания жилого помещения, а не дома, непригодным для проживания – заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;

- заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома и имеющий допуск на осуществление данного вида деятельности – в случае признания всего дома аварийным, а не отдельного жилого помещения;

- по усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает одно из следующих решений (виде заключения):

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения; в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - срока отселения.

Комиссия в 5 - дневный срок со дня принятия решения направляет по 1 экземпляру распоряжение и заключение комиссии:

- заявителю;

- орган государственного жилищного надзора по месту нахождения помещения или дома (в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Слышала, что теперь не нужно получать разрешение на строительство жилого дома. Правда ли это? 

Действительно, 4 августа вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые изменили порядок возведения жилых домов. Разрешение, которое требовалось получать гражданам перед началом строительства на своем участке, ушло в прошлое. Теперь при строительстве индивидуальных жилых домов действует уведомительный порядок.

По новым правилам владельцу участка перед началом строительства жилого дома необходимо направить уведомление в орган местного самоуправления. Его форма утверждена приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома". В течение семи рабочих дней местная администрация проверит параметры будущего строительства и направит гражданину уведомление о соответствии или несоответствии постройки установленным параметрам. Получение уведомления о соответствии планируемой постройки или неполучение никакого ответа дает право владельцу участка в течение 10 лет начать строительство жилого дома. В течение месяца после завершения строительства в уполномоченный орган также необходимо направить соответствующее уведомление.

Стоит отметить, что для садоводов установлен упрощенный порядок при возведении объектов недвижимости. До 1 марта 2019 года они могут поставить жилой дом на кадастровый учет без уведомления органов власти о начале и окончании строительства.

Направить уведомления граждане могут заказным почтовым отправлением, с помощью портала государственных и муниципальных услуг или обратившись в офис МФЦ.

При обращении гражданина за постановкой жилого дома на кадастровый учет и регистрацией прав на него представляются уведомления (о начале и завершении строительства), а также технический план дома и правоустанавливающий документ на земельный участок (если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированном праве на него). Причем указанные документы в Управление Росреестра по Иркутской области должны будут представить органы государственной власти и местного самоуправления, а не владельцы недвижимости. 

Владельцам земельных участков, которые ранее получили разрешение на строительство, дополнительно направлять в орган местного самоуправления уведомление о начале строительства не требуется. 

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

Недавно купила квартиру. Спустя какое-то время заметила, что моя фамилия в документах написана неправильно. Что мне теперь делать? Как исправить ошибку? 

Описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку, допущенную при приеме документов или осуществлении кадастрового учета и (или) регистрации прав принято называть технической ошибкой. Возникают такие погрешности в документах в силу человеческого фактора. Владелец недвижимости, выявивший опечатку в полученном документе, может обратиться с соответствующим заявлением в любой офис многофункционального центра. Есть и другой, более удобный путь исправления таких ошибок.

С мая этого года Управление Росреестра по Иркутской области приступило к исправлению технических ошибок в документах в оперативном порядке. Благодаря этому заявителям больше не нужно тратить время на поход в МФЦ и ожидание в очередях. Подать обращение жители Иркутской области могут любым удобным для себя способом: направив письмо в виде обычного почтового отправления или в электронном виде на электронную почту ведомства, а также позвонив на горячую линию Управления. Адрес для направления письменных обращений: 664011, г. Иркутск, ул. Академическая, 70; для подачи обращений в электронном виде: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. В письме необходимо указать, какая ошибка была допущена в том или ином документе, выданном органом регистрации прав. Также в своем обращении заявителю необходимо оставить свои контактные данные (номер телефона и почтовый адрес) в целях дальнейшего оперативного взаимодействия с ним представителя органа регистрации прав. Телефон горячей линии, позвонив на который можно оставить заявку на исправление ошибки: 89246172753.

После исправления технической ошибки заявителю будет направлено соответствующее уведомление. В случае, если исправление невозможно по каким-либо причинам (например, будет установлено, что определенная ошибка не является технической в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), сотрудник Управления разъяснит заявителю способы устранения такой ошибки.

Стоит отметить, что новый порядок уже хорошо зарекомендовал себя и значительно ускорил процесс исправления опечаток в документах. С мая по настоящий момент по звонкам заявителей в оперативном порядке ведомство исправило более 600 технических ошибок. 

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране резко возросла потребность в получении консультационных услуг, чаще всего в области оборота с недвижимостью.

Самостоятельно, если человек не профессионал по сделкам с недвижимостью, разобраться во всем этом очень трудно, зачастую невозможно. Дело в том, что каждый объект индивидуален и, «где соломку постелить», точно не скажешь. Бывает, что консультируют часто неправильно, и процесс сделок с недвижимостью идет по ложной схеме, в которой возможны злоупотребления. В этом случае для граждан добавляется еще и проблема выбора – к кому обратиться.

В связи с этим, Кадастровая палата предлагает гражданам получить квалифицированную помощь в виде консультаций. Являясь подведомственной организацией Росреестра, Кадастровая палата гарантирует полную ответственность и высокий уровень профессионализма при оказании консультационных услуг.  

Сотрудники  ФГБУ «ФКП Росреестра»  проконсультируют и дадут рекомендации, комплексно и систематизировано проверят предоставленную документацию, выявят проблемы и неточности, а также предложат пути их решения, составят договор купли-продажи, мены, дарения объектов недвижимости.

В случае отсутствия необходимости составления договора, сотрудники Кадастровой палаты могут оказать гражданам услуги в форме устных консультаций по тем или иным специальным вопросам

В соответствии с тарифами на оказание услуг в филиале  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, стоимость консультации в устной форме составляет 800 рублей, консультационных услуг по подготовке проектов договоров в простой письменной форме – 900 рублей.

Для получения развернутой информации о консультационных услугах необходимо обратиться  по телефонам планового отдела  Кадастровой палаты 8 (3952) 28-97-77, 20-83-67.

Е.В. Киб
ведущий юрисконсульт планового отдела
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости