Администрация

В 2018 году Управлением Росреестра по Иркутской области рассмотрено 698 обращений, поступивших в Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО) Росреестра. Это в 1,5 раза больше, чем в 2017 году, когда от жителей региона ВЦТО было принято 449 обращений. 

Большая часть обращений касалась получения информации о готовности документов (56% обращений). Также заявители обращались за консультацией по вопросам кадастрового учета и регистрации прав, уточняли перечень документов, необходимых для получения услуг Росреестра.

Проект телефонного обслуживания был запущен Росреестром в рамках общей стратегии ведомства по повышению доступности и качества государственных услуг. Обращения, поступающие в ВЦТО, рассматриваются ведомством максимально оперативно. Заявитель получает развернутый ответ не позднее двух рабочих дней после подачи обращения.

Ведомственный центр телефонного обслуживания предназначен для оперативного консультирования граждан по вопросам подготовки и подачи пакета документов, готовности заявления (запроса) на предоставление государственной услуги Росреестра, формирования заявок на услуги интернет-портала, записи на прием в территориальные органы Росреестра и филиалы Федеральной кадастровой палаты, записи на выездное обслуживание. Позвонив на горячую линию также можно узнать расположение и режим работы территориальных органов Росреестра и филиалов Федеральной кадастровой палаты, оставить жалобу, претензию или благодарность.

Единый многоканальный номер горячей линии ВЦТО: 8 (800) 100-34-34. Звонок бесплатный.

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

Пожалуй, самый острый практический вопрос в отношении недвижимости – определение правообладателя, т.е. кому принадлежит имущество, кто вправе им пользоваться, кто может совершать с ним сделки?

Правообладатель – это то лицо, которое имеет в отношении объекта недвижимого имущества какое-либо право. Права бывают разные, и от вида права зависит объем полномочий правообладателя. В Гражданском кодексе РФ применяется специальный термин: вещные права.

Вещные права на недвижимость бывают следующие:

– собственность;

– постоянное (бессрочное) пользование;

– пожизненное (наследуемое) владение;

– оперативное управление;

– хозяйственное ведение;

– сервитут.

Собственность – это вид права, который дает наиболее широкие возможности – владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости (т.е. совершать сделки). В отличие от собственности, остальные права называются ограниченными, т.к. дают возможность либо только пользоваться, либо пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости, по сути это права в отношении чужого имущества.

Существует право частной собственности (физических и юридических лиц), а также право государственной и муниципальной собственности. Кроме того, объект недвижимости может одновременно принадлежать нескольким лицам, тогда возникает общая совместная собственность (например, у супругов) или общая долевая собственность (например, общее имущество многоквартирного дома).

При этом право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного (наследуемого) владения могут существовать только в отношении земельных участков, правами хозяйственного ведения и оперативного управления могут обладать только юридические лица – государственные и муниципальные предприятия и учреждения.

Напомним, что вещные права на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации и признаются возникшими только после проведения такой регистрации.

Важно научиться отличать вещные права от обязательственных отношений. Например, в списке вещных прав, приведенном выше, отсутствуют аренда и ипотека. Дело в том, что аренда, ипотека, рента, доверительное управление и т.д. относятся не к вещным правам, а к обязательствам – договорным отношениям. Такие сделки создают ограничения прав. Основное отличие от вещных прав состоит в том, что конкретные условия передачи и использования имущества устанавливаются договором, то есть зависят от воли сторон такого соглашения.

Ограничения прав на недвижимое имущество также подлежат обязательной государственной регистрации.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области

Одной из приоритетных задач государства является охрана объектов культурного наследия, а именно памятников культуры и истории, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства и т.д.

Для сохранения памятников истории и культуры для каждого объекта культурного наследия актом уполномоченного органа исполнительной власти  РФ либо субъекта  РФ устанавливаются границы территории объекта культурного наследия.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и связанная с ним исторически и функционально, так и находиться в непосредственной близости от него.

В пределах территорий объектов культурного наследия  определяют режимы использования данной территории. Режимы использования территории обеспечивают физическую сохранность памятника, наилучшее его визуальное восприятие, благоустройство территории и т.п.

В границах территорий объектов культурного наследия запрещается проектирование и проведение различных видов работ, за исключением тех, которые направлены на их сохранение.

В соответствии с действующим законодательством сведения о границах территории объекта культурного наследия в обязательном порядке должны  вноситься  в Единый государственный реестр недвижимости. 

Обязательным приложением к документам,  направляемым в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости  границ территорий объектов культурного наследия,   являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ и  перечень координат характерных точек границ таких территорий.

Юлия Шатских,
ведущий экономист планового отдела  
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области

С внедрением современных технологий получать государственные услуги стало намного проще и удобнее. Росреестр - одно из первых ведомств, перешедших на предоставление услуг в электронном виде. Веб-сервисы Росреестра обеспечивают возможность направления электронных пакетов документов (заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемых документов, а также запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН), получения информации о ходе обработки электронных пакетов документов, сформированных по результатам осуществления учетно-регистрационных действий или обработки запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН.

Одной из самых популярных услуг как для граждан, так и для юридических лиц и органов власти остается выдача информации из Единого государственного реестра недвижимости. Цивилизованным способом взаимодействия с федеральной государственной системой ЕГРН по большому количеству запросов является подключение к веб-сервисам Росреестра прямого доступа. Получить информацию о недвижимости можно на официальном сайте ведомства (www.rosreestr.ru) с помощью электронного ресурса «Запрос сведений посредством доступа к ФГИС ЕГРН». В этом случае сведения из ЕГРН предоставляются в максимально короткие сроки. Сервис позволяет получать информацию сразу о большом количестве объектов (от 100 до 500 000), при этом стоимость услуги в отношении одного объекта недвижимости уменьшается в несколько раз. С помощью данного ресурса также можно сформировать электронный документ, содержащий сведения ЕГРН об интересующем объекте недвижимости, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью. 

Для работы с сервисом «Запрос сведений посредством доступа к ФГИС ЕГРН» заявителю потребуется ключ доступа. Получить его можно в «личном кабинете» на сайте Росреестра. Вход в «личный кабинет» осуществляется с помощью подтвержденной учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Зарегистрироваться в системе можно на едином портале государственных и муниципальных слуг. В «личном кабинете» также можно пополнить счет по полученному ключу доступа.

Стоимость услуги по предоставлению сведений из ЕГРН как в бумажном, так и электронном виде можно узнать на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/fiz/poluchit-svedeniya-iz-egrn/?price).

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

Федеральным законом от 25.12.2018г. № 478-ФЗ внесены около 30 поправок в Федеральный закон от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и другие законы, затрагивающие сферу привлечения средств дольщиков в жилищное строительство. 

В частности, указанным законом внесены изменения в § 7 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Банкротство застройщиков. 

Так, внесены корректировки в статью 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», где перечисляются типы будущих помещений в доме, который еще не введен в эксплуатацию, и на передачу которых могут рассчитывать дольщики при банкротстве застройщика.

Ранее таких типов было два:

- будущая квартира или комната в строящемся многоквартирном доме;

- жилое помещение в доме блокированной застройки. 

Сейчас этот ряд дополнен еще двумя типами строящейся недвижимости: 

- нежилые помещения площадью до 7 кв.м, 

- машино-места.

До внесения указанных изменений Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» по сути предполагал только конвертацию требований о передаче любых нежилых помещений в денежные требования. Теперь такие требования в установленном законом порядке включаются в реестр требований, который в свою очередь переименован из реестра требований о передаче жилых помещений в реестр требований участников строительства.

Кроме того, в новой редакции § 7 Банкротство застройщиков Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к имуществу застройщика, которое может быть передано новому приобретателю для урегулирования обязательств застройщика, относятся не только земельные участки (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов незавершенного строительства, но и неотделимые улучшения на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства), а также права на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения.

Также Федеральным законом от 25.12.2018г. № 478-ФЗ пункт 1 статьи 201.15-2-1 «Особенности урегулирования обязательств застройщика по строительству объектов инженерно-технической, транспортной и социальной инфраструктур» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дополнен новым абзацем, в соответствии с которым к имуществу  застройщика, которое может быть передано приобретателю в соответствии  с  настоящей  статьей,  относятся также объект капитального строительства, строительство которого не завершено,  обеспечивающий подключение (технологическое присоединение) объекта  строительства  к сетям  инженерно-технического  обеспечения,  и  земельный  участок  (права  на  земельный    участок),  предназначенный    для    размещения    объекта  инженерно-технического  обеспечения, при условии,  что указанный объект  инженерно-технического обеспечения будет безвозмездно передан приобретателем в  государственную  или муниципальную собственность после  получения   разрешения  на  ввод указанного объекта  в  эксплуатацию.

Необходимо отметить, что внесенные в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» изменения применяются не только в случаях, если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 25.12.2018г. № 478-ФЗ, но также если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено до дня вступления в силу вышеуказанного закона при условии, что к этому дню не начаты расчеты с кредиторами третьей очереди.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области

Первого января 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

Указанный Закон позволяет строить на садовом участке жилой дом. Возведенные ранее жилые строения в силу закона также признаны жилыми домами. Нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами. 

Основные положения Закона предусматривают возможность признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на основании решения органа местного самоуправления, в границах которого расположен участок. Соответствующий порядок урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2018 г. № 1653.

Так, для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом теперь действует упрощенный заявительный характер. В соответствии с ним собственник представляет в орган местного самоуправления (непосредственно либо через многофункциональный центр) утвержденный постановлением пакет документов вместе с заявлением, в котором указываются кадастровый номер садового или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором он расположен. 

Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании должно быть принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов не позднее чем через 45 календарных дней со дня их подачи.

А.В. Антонова,
заместитель начальника отдела обработки документов и обеспечения учетных действий 
Иркутского филиала Кадастровой палаты по Иркутской области

При  приобретении  либо отчуждении  недвижимого имущества  возникает вопрос о том, как правильно подготовить договор  купли –продажи, дарения, мены и тд., чтобы соблюсти все нюансы и обезопасить себя от возникающих рисков. Поэтому, консультация квалифицированных специалистов имеет  особое значение, ведь  от грамотности составления договора в  любой сфере, включая  имущественную, во многом будет зависеть дальнейшая судьба сделки.

Кадастровая палата по Иркутской области предоставляет услуги по подготовке договоров на все виды сделок, не требующих нотариального удостоверения. Реализация услуг по составлению договоров имущественных сделок  на базе  Федеральной кадастровой палаты Росреестра предоставляет возможность подготовки  договоров для регистрации специалистами, непосредственно работающими в учетно-регистрационной сфере, что обеспечивает высокое качество оказываемых услуг.

Необходимо отметить, что задача кадастровой палаты при оказании    услуг по составлению договоров в простой письменной форме  заключается не  в получении дохода, а в максимально эффективном решении государственных и общественных задач.

Воспользоваться услугами кадастровой палаты по составлению договоров  можно обратившись в наши офисы в любом районе области.

В г. Иркутске это можно сделать по следующим адресам:

- ул. Софьи Перовской, д.30, 2 этаж  оф. 204

- ул. Чехова, д.22., оф. 45,46

В муниципальных районах области – по месту расположения офисов Кадастровой Палаты (информацию об адресах и режиме работы офисов можно посмотреть на официальном сайте Росреестра - http://rosreestr.ru).

Более подробную информацию об оказании данной услуги можно получить по телефону: 8(3952)289-777.

Стародубцева Е.А,
инженер 2 категории планового отдела 
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области

15 февраля 2018 года состоялось совещание по подведению итогов деятельности филиала Кадастровой палаты по Иркутской области за 2018 год. Совещание прошло под председательством директора филиала Татьяны Токаревой.

С докладом об общих аналитических данных Иркутского филиала выступила начальник отдела контроля и анализа деятельности Оксана Дроздова. По итогам  прошедшего года на государственный кадастровый учет было поставлено более 32 тысяч земельных участков и порядка 36,5 тысяч объектов капитального строительства, обработано более 800 тыс. запросов о предоставлении  сведений из Единого реестра недвижимости. 

Также в Единый реестр недвижимости были  внесены сведения о 4,6 тыс. границ  зон с особыми условиями использования территорий, 192 границах территорий объектов культурного наследия, 172 границах населенных пунктов и 96 муниципальных образований.

В прошедшем году  Кадастровая палата по Иркутской области приняла свыше 2,7 тыс. заявлений на государственную регистрацию прав и  кадастровый учет по экстерриториальному принципу. Это почти на 62 % больше чем в 2017 году. Такая услуга дает возможность обращаться за регистрацией прав и кадастровым учетом независимо от места нахождения объекта недвижимости и позволяет значительно сэкономить финансовые и временные затраты.

 - Для филиала прошедший год был очень продуктивным и знаковым. Практически по всем установленным целевым показателям удалось достичь высоких результатов и главная задача не снижать заданных темпов, - отметила Татьяна Токарева.

По результатам оценки качества предоставляемых государственных услуг на сайте «Ваш контроль», оставляемых заявителями в адрес Иркутского филиала Кадастровой палаты, получено от граждан порядка 490 тыс. оценок. Доля удовлетворенности граждан качеством оказываемых услуг Иркутским филиалом в 2018 году составила более 98%. 

В 2018 году сотрудники филиала неоднократно были отмечены грамотами и благодарностями  Министерства экономического развития РФ, Росреестра и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

На совещании также было отмечено, что приоритетным курсом работы в 2019 году для ведомства остается развитие «бесконтактных технологий» как одной из самых действенных мер по повышению качества и доступности государственных услуг.

М.А.Шкварина,
инженер II категории отдела контроля и анализа деятельности
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области 

Кадастровая палата сообщает, что в целях обеспечения достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности  граждан, юридических лиц, уполномоченных органов создаются Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИС ОГД). Данные системы  содержат сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения  в виде документов и материалов в текстовой и графической формах.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: 

- предусмотренные схемами территориального планирования  карты планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения и положения о территориальном планировании применительно к соответствующей территории, карты функциональных зон, а также положения о территориальном планировании;  

- региональные нормативы градостроительного проектирования; 

- местные нормативы градостроительного проектирования;

- правила землепользования и застройки; 

- правила благоустройства территории; 

- основную часть проекта планировки территории; 

- основную часть проекта межевания территории; 

- материалы и результаты инженерных изысканий; 

- сведения о создании искусственного земельного участка; 

- сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон; 

- положение об особо охраняемой природной территории, лесохозяйственные регламенты лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда; 

- план наземных и подземных коммуникаций, на котором отображается информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей;

- решения о резервировании земель или решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; 

- дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках.

Законами субъекта РФ может быть установлена возможность создания и ведения ГИС ОГД с функциями  поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, позволяющей, в том числе, осуществлять подготовку, согласование, утверждение таких документов, как: правила землепользования и застройки, проект планировки территории, проект межевания территории,  градостроительный план земельного участка.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, осуществляется бесплатно или за плату.

Размер платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, устанавливается органами местного самоуправления.

В.С. Кругляк,
начальник юридического отдела  
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области   

1 февраля 2019 года в России вступили в силу законодательные изменения, касающиеся деятельности нотариата. Изменения были введены Федеральным законом от 03.08.2018 N 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Эти нововведения затронули, в том числе, государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, возникающие у лиц на основании нотариально удостоверенных документов, таких как договоры об отчуждении или залоге недвижимого имущества, выдача свидетельства о праве на наследство и др.

При удостоверении договоров об отчуждении или залоге имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус проверит, кому принадлежит данное имущество, а также проверит отсутствие ограничений прав, обременений имущества или иных обстоятельств, препятствующих совершению этих договоров. Таким образом, в значительной мере повышается степень защиты интересов правообладателя и все возможные риски, в том числе, связанные с приостановлением государственной регистрации прав, сводятся к минимуму.

 После удостоверения сделки нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. 

Необходимо отметить, что у сторон сделки есть право установить самостоятельно срок представления заявления о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр или отказаться от подачи документов через нотариуса.

 Если нотариус не может подать в электронной форме заявление на регистрацию и другие документы в Росреестр по независящим от него причинам, то он должен подать их на бумажном носителе. Сделать это нужно не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.

Обязанность нотариуса по незамедлительному представлению документов в Росреестр возложена при выдаче свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга, свидетельств о праве на наследство по завещанию, свидетельств о праве на наследство по закону.

Одно из главных нововведений коснулось платы за услуги правового и технического характера за представление в Росреестр заявления о регистрации прав. Теперь нотариусы не вправе ее взимать, эту услугу они будут оказывать бесплатно. Таким образом, услуга по предоставлению документов в Росреестр вошла в состав единого нотариального действия. Ранее, именно размер платы зачастую являлся сдерживающим фактором для лиц, желающих получить услугу по регистрации прав через нотариуса.

Нововведение, предусматривающее обязанность нотариусов незамедлительно представлять документы в Росреестр, также исключает необходимость дополнительно обращаться МФЦ, Кадастровую палату (при обращении по экстерриториальному способу) или самостоятельно разбираться с сервисом электронной регистрации, для того, чтобы представить заявления и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.

Главный и неоспоримый плюс представления документов на регистрацию прав через нотариуса - это сокращенный срок государственной регистрации. Она осуществляется в сокращенные сроки, а именно один рабочий день, следующий за днем поступления соответствующих документов в Росреестр. Это самый оперативный способ регистрации прав.

Таким образом, учитывая рассмотренные выше законодательные новеллы, уровень доступности государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов значительно повысился и в настоящее время является одним из наиболее удобных, оперативных и безопасных для правообладателя способов.

Евгения Терехова,
ведущий специалист-эксперт отдела регистрации недвижимости № 4
Управления Росреестра по Иркутской области

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости