Из года в год люди, желая удовлетворить свои потребности в жилье и не только, строят объекты капитального строительства на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке, или разрешенное использование которых не допускает строительства таких объектов, либо возводят объекты без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Такие объекты действующее законодательство относит к самовольным постройкам.
По общему правилу, самовольная постройка подлежит сносу. Однако в 2018 году законодатель смягчил данную норму и закрепил в качестве альтернативы сносу возможность возложения на создавшее ее лицо обязанности по приведению постройки в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательным требованиям к параметрам постройки.
Таким образом, в настоящий момент легализовать самовольную постройку можно двумя способами.
Во-первых, путем приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями во исполнение решения суда или органа местного самоуправления.
Во-вторых, на основании решения суда о признании права на такой объект недвижимости.
При этом, должны быть соблюдены следующие условия:
- лицо, осуществившее постройку, должно обладать правом на земельный участок, на котором осуществлено строительство;
- разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем данного объекта;
- на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В любом случае органы местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки.
Также указанные решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что действующее законодательство в сфере строительства двигаясь в направлении усовершенствования мер противодействия самовольному строительству, одновременно устанавливает дополнительные гарантии защиты прав физических и юридических лиц на недвижимое имущество.
Татьяна Сенотрусова,
старший специалист 1-го разряда отдела правового обеспечения
Управления Росреестра по Иркутской области
Кадастровой палатой по Иркутской области 22 марта 2019 года проведена «горячая телефонная линия» по вопросу «Документы необходимые для постановки на кадастровый учет садовых домов после первого января 2019 года».
Гражданам было разъяснено, что действующий до первого марта 2019 года порядок упрощенной процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав на жилые строения, дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов, а также уведомлений об окончании строительства или реконструкции в настоящее время не продлен. Законопроект о продлении сроков упрощенного порядка регистрации находится на предварительном рассмотрении в Государственной Думе РФ.
Таким образом, с первого марта 2019 года уже нужно подавать уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого или садового дома по общим правилам градостроительного законодательства.
Объект недвижимости, построенный и не зарегистрированный до первого марта 2019 года в установленном ранее порядке, могут признать самостроем, и решать его судьбу придется через суд.
Общий порядок же предусматривает обязательность уведомлений местных администраций о планируемом строительстве и реконструкции таких домов, и соответственно, уведомлений об окончании строительства или реконструкции. При этом формы подобных уведомлений регламентированы законом, и планируемый и построенный в дальнейшем дом должен соответствовать установленным параметрам градостроительных норм, в том числе, параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам самих объектов недвижимости. Соответственно, индивидуальный жилой или садовый дом не может быть выше трех надземных этажей и высотой более двадцати метров. Обращено внимание граждан на то, что такой дом не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости.
Также, в ходе проведения «горячей линии» были даны ответы и на иные вопросы. Звонившим было разъяснено, что с первого января 2019 года такие понятия как «дача», «дачное строительство» законодательно не регламентированы. Новым законом № 217-ФЗ регулируется ведение гражданами садоводства и огородничества.
Таким образом, формирование новых земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства», «для дачного хозяйства» недопустимо. Во всероссийском классификаторе видов разрешенного использования земельных участков такой вид использования также исключен. Например, в случае раздела земельного участка, которому ранее был присвоен такой вид разрешенного использования, новым образуемым участкам необходимо в момент их формирования присвоить новый вид использования – садоводство или огородничество. При этом, собственник исходного участка осуществляет это сам путем составления декларации о выборе определенного вида разрешенного использования из тех видов, которые установлены правилами землепользования и застройки в отношении территории где расположен соответствующий земельный участок.
Вероника Кругляк,
начальник юридического отдела
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
В настоящее время в реестре недвижимости Иркутской области свыше 73% земельных участков имеют границы, установленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кадастровая палата по Иркутской области обращает внимание граждан, что уточнение границ земельного участка поможет защитить ваши права и сведет к минимуму риск возникновения земельных споров между правообладателями.
Информацию о наличии либо отсутствии сведений о границах земельных участков можно получить из выписки из реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости. За её получением можно обратиться в любой офис многофункциональный центра «Мои документы», подав запрос о предоставлении сведений, внесённых в реестр недвижимости. Кроме того, такую информацию можно увидеть на общедоступном интернет-ресурсе Росреестра – публичной кадастровой карте.
К категории земельных участков с неустановленными границами относятся земельные участки, которые ранее проходили процедуру кадастрового учета, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались. Защита прав такого земельного участка становится трудной задачей при появлении земельных споров.
Для установления границ земельного участка необходимо провести межевание, которое представляет собой комплекс работ по установлению и закреплению границ земельного участка, определение его площади и местоположения на местности в соответствии с действующим законодательством. Для проведения межевания следует обращаться к кадастровому инженеру. Перед заключением договора с кадастровым инженером советуем проверить информацию о нём на сайте Росреестра c помощью сервиса «Реестр кадастровых инженеров». Сейчас в перечне содержится информация о более 39 тыс. кадастровых инженерах, из которых 832 – работают на территории Иркутской области.
Евгения Сенская,
инженер 1 категории отдела контроля и анализа деятельности
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области
Основное предназначение КриптоПро
1. Обеспечение процесса придания электронным документам юридической значимости посредством использования ЭП;
2. Обеспечение конфиденциальности и контроль целостности шифрованной информации;
3. Контроль целостности и защита программного обеспечения от несанкционированного изменения.
Установка и настройка КриптоПро
• На официальном сайте cryptopro.ru необходимо приобрести нужную версию утилиты и установить криптопровайдер. Запустить КриптоПро CSP и, используя подсказки инсталлятора, осуществить установку утилиты на компьютер.
• Далее необходимо установить драйвер поддержки электронного идентификатора. Закрытые ключи могут храниться на дискетах, смарт-картах и других электронных носителях, но наиболее удобным аналогом считаются токены в виде USB (eToken, Рутокен). Для корректной работы носителя ставим соответствующий драйвер.
• Переходим к установке личного сертификата пользователя ЭЦП. Во вкладке «Сервис» нажимаем «Установить личный сертификат». Укажем путь к файлу сертификата с расширением .cer.
• Далее вставляем токен в USB-разъем компьютера, указывая контейнер хранения закрытого ключа. Для настройки в автоматическом режиме можно поставить галочку у надписи «Найти контейнер автоматически». Система предложит ввести PIN-код и поместить личный сертификат в хранилище. После установки нажмем Готово.
Максим Камзалов,
ведущий инженер отдела информационных технологий
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области
15 апреля Управление Росреестра по Иркутской области проведет «горячую линию», в ходе которой ответит на вопросы граждан о порядке и сроках обжалования решений о приостановлении государственного кадастрового учета в апелляционной комиссии при Управлении.
В этот день на вопросы жителей Приангарья ответит специалист отдела регистрации недвижимости № 5 Татьяна Викторовна Тиунова (тел. 8(3952) 450-295).
«Горячая линия» будет работать с 8 до 17 часов.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области
9 апреля специалисты Управления Росреестра по Иркутской области в ходе «горячей линии» расскажут, как получить информацию и копии документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В этот день все желающие смогут задать вопрос по данной теме специалистам отдела геодезии, картографии, землеустройства и мониторинга земель Управления Ирине Степановне Решетниковой (тел. 8(3952) 450-252) и Эрике Анатольевне Ивановой (тел. 8(3952) 450-272).
«Горячая линия» будет работать с 8 до 17 часов.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области
18 апреля специалисты Управления Росреестра по Иркутской области расскажут, какую полезную общедоступную информацию владельцы недвижимости могут получить на сайтах Росреестра и Нотариальной палаты.
В ходе «горячей линии» на вопросы граждан ответят заместители начальника отдела регистрации недвижимости № 4 Марина Юрьевна Копытина (тел. 8(3952) 450-344) и Алексей Петрович Дианов (тел. 8 (3952) 450-204), а также специалисты отдела Яна Юрьевна Стаценко (тел. 8(3952) 450-226) и Александра Максимовна Беломестнова (тел. 8(3952) 450-325).
Звонки по «горячей линии» будут приниматься с 8 до 17 часов.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области
С 1 июля 2018 г. вступили в силу положения, установленные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25.11.2017 N 328-ФЗ, которые внесли существенные изменения в закон об ипотеке.
С указанного периода закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также, электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.
Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая, в свою очередь представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Подчеркнем, что такая закладная в соответствии с законом об ипотеке подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.
Также законом определено содержание электронной закладной, которое во многом повторяет содержание документарной. Однако, помимо обязательных сведений, электронная закладная должна содержать наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.
Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра. Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.
С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.
Принятые изменения по ипотечным сделкам имеют своей целью ускорение процедуры государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика, а именно: минимизация временных и материальных издержек, свойственных старой форме документа при подготовке, получении, хранении, ликвидация рисков утраты закладной. Это еще один ключевой шаг на пути к переходу на оформление ипотеки в онлайн-режиме.
Людмила Петрова,
ведущий специалист-эксперт отдела регистрации недвижимости № 2
Управления Росреестра по Иркутской области
23 апреля 2019 года в 15:00 Федеральная кадастровая палат проведет вебинар на тему: «Техплан». Формат вебинара позволит получить ответы на любые интересующие вопросы по данной теме.
Будут рассмотрены следующие важные моменты:
– структура техплана;
– основания для подготовки;
– требования к описанию и расчету площадей;
– оформление техплана;
– нововведения закона №340-ФЗ;
– специфика техпланов помещения, нежилого здания, объекта незавершенного строительства, индивидуального жилого дома, садового дома, машино-места;
– пояснения к XML-схемам.
Интернет-адрес страницы раздела: webinar.kadastr.ru. Ссылка на него постоянно размещена на главной странице сайта Кадастровой палаты в разделе «Лекции и вебинары».
Срок приема заявок на участие в вебинаре истекает 20 апреля. Лекцию будет читать заместитель начальника Управления обеспечения ведения реестра границ и кадастровых карт П.В.Карамышев.
Продолжительность лекции 90 минут.
В реестр недвижимости Иркутской области в 2018 году были внесены сведения о трех лесничествах: Бодайбинском, Киренском, Голоустненском, общая площадь которых составила свыше 13 млн. га.
Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесничества и лесопарки входят в состав земель лесного фонда. Также лесничества и лесопарки могут располагаться на землях населенных пунктов, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Федеральным агентством лесного хозяйства.
В реестр недвижимости сведения о границах лесничеств, лесопарков вносятся в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Основным условием внесения и изменения границ лесничества является отсутствие пересечений границ лесничеств с границами земельных участков, при этом земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не должны быть включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
Сведения о лесничествах являются общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии с лесным Кодексом полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Евгения Сенская,
инженер 1 категории отдела контроля и анализа деятельности
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.