Новости

Кадастровая палата по Иркутской области рассказала об особенностях «дачной амнистии» и ее возможностях для собственников Впервые «дачную амнистию» ввели в 2006 году, чтобы владельцы земельных участков могли в упрощенном порядке оформить права на свои дачные домики. Многие дачники не успели зарегистрировать имущество в упрощенном порядке, поэтому продление «дачной амнистии» до 1 марта 2021 года позволит им воспользоваться своим правом.«Дачная амнистия» – это возможность для граждан оформить собственность на жилые и садовые дома, расположенные на садовых земельных участках в упрощенном порядке. При наличии права на земельный участок потребуется предоставить только технический план. Он изготавливается кадастровым инженером на основании декларации, которую заполняет сам правообладатель. Направлять уведомления о планируемом строительстве и об окончании строительства садового дома не требуется. За государственную регистрацию права собственности нужно будет уплатить пошлину в размере 350 рублей» , – пояснила начальник отдела обработки документов Ольга Кузьминич.

Кадастровый учет и регистрация права проводится по желанию владельца. Действующее законодательство не обязывает граждан оформлять принадлежащие им земельные участки и расположенные на них садовые или жилые дома, а также гаражи, бани и прочие объекты капитального строительства. Но чтобы быть полноправным собственником и иметь возможность распоряжаться недвижимостью (например, подарить, продать или передать по наследству), то кадастровый учет и регистрацию этих объектов провести необходимо.

«Дачные объединения на сегодняшний день имеют статусы садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, а дачные участки являются садовыми или огородными. На огородных участках запрещается вести капитальное строительство, а на садовых можно располагать садовые или жилые дома. При этом садовый дом считается пригодным лишь для сезонного проживания, а жилой – для постоянного, и только в жилом доме можно прописаться» , – подчеркнула Ольга Кузьминич.

В отличие от упрощенного порядка по «дачной амнистии», строительство нового жилого или садового дома ведется в уведомительном порядке. Собственнику необходимо представить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве. Получение в ответ уведомления от администрации о том, что дом соответствует установленным параметрам и допустимо его строить, дает право застройщику осуществлять строительство садового дома в течение десяти лет.

Когда будет закончено строительство, об этом тоже следует уведомить местные власти. К уведомлению необходимо приложить подготовленный кадастровым инженером технический план дома. В течение семи рабочих дней администрация должна предоставить уведомление о соответствии дома требованиям законодательства, а также самостоятельно направить все документы в Росреестр для регистрации собственности. При этом если администрация не укладывается в сроки отправки заявления, собственник вправе сделать это самостоятельно.

С января по август Управление Росреестра по Иркутской области зарегистрировало свыше 430,5 тысячи прав, ограничений и обременений объектов недвижимости. В том числе за указанный период более 26 тысячи прав было оформлено по заявлениям о проведении единой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. 

Средний фактический срок оформления недвижимости составил два дня. Это более чем в три раза меньше установленного законом срока. По документам, поданным в офисах многофункционального центра, средний срок регистрации прав составил четыре дня, что практически в два раза меньше срока, установленного законом.

Подать документы на кадастровый учет, регистрацию прав, предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости жители Иркутской области могут в любом офисе многофункционального центра.

Также обратиться за услугами Росреестра можно через официальный сайт ведомства. При этом государственная пошлина за регистрацию прав для граждан уменьшится на 30%, а срок процедуры сократится до одного дня.

Переоформить право собственности на недвижимое имущество по электронному пакету документов возможно только в случае, если собственник данной недвижимости предварительно подал в офисе многофункционального центра заявление, разрешающее проведение сделок с его недвижимостью в электронном виде. Исключением являются ситуации, когда документы в интересах граждан подаются нотариусами, органами власти или кредитными организациями. Не требуется также специального заявления от собственника, если электронный пакет документов на регистрацию сделок с его недвижимостью удостоверяется электронной подписью, выданной Федеральной кадастровой палатой Росреестра. 

С информацией об Удостоверяющем центре Федеральной кадастровой палаты Росреестра, а также порядке получения электронной подписи можно ознакомиться на сайте https://uc.kadastr.ru/.   

Ирина Кондратьева
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области

В числе важнейших новаций вступивших в силу 16 сентября поправок – утверждение права кадастровых инженеров запрашивать из ЕГРН необходимую для геодезических и кадастровых работ информацию, в том числе сведения об адресах владельцев недвижимости: почтовых и электронных. Доступ к актуальным и достоверным контактам из реестра недвижимости снизит вероятность адресных ошибок при отправке гражданам извещений о проведении согласования границ смежных участков.

Изменения в законы "О кадастровой деятельности" и "О государственной регистрации недвижимости" вступили в силу 16 сентября. Поправки упростили процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти. Федеральный закон (150-ФЗ от 17 июня 2019 года) устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эксперты Федеральной кадастровой палаты отмечают, что согласование границ является обязательной частью межевания в случае уточнения границ существующего участка или если сведения о границах смежных участков отсутствуют в ЕГРН.

Вступившие в силу поправки позволяют кадастровым инженерам в установленном порядке получать сведения, необходимые для проведения процедуры согласования границ, в том числе сведения об адресах владельцев недвижимости: почтовых и электронных. Это позволит в полной мере учитывать правовые интересы законных владельцев недвижимости – как при проведении комплексных кадастровых работ, так и при индивидуальном межевании участков. Своевременная обратная связь позволит учесть интересы всех заинтересованных лиц, а значит, предотвратить земельные споры между соседями в дальнейшем.

Межевание проводится как по заказу самого собственника, так и на основании государственных или муниципальных контрактов на проведение комплексных кадастровых работ. Кадастровый инженер определяет координаты границ земельного участка, и, если сведения о границах примыкающих к нему участков не внесены в ЕГРН, также согласует общие границы с соседями.

По решению кадастрового инженера согласование местоположения границ проводится на общем собрании заинтересованных лиц или в индивидуальном порядке под расписку. Разница в том, что собрание необходимо организовывать с помощью предварительной рассылки извещений – на почтовые адреса или адреса электронной почты всех заинтересованных лиц. При этом поиском адресов должен заниматься кадастровый инженер, который до вступления в силу нового законодательства не имел права запрашивать сведения об адресах собственников из ЕГРН.

« Несмотря на то, что процедура согласования местоположения границ является неотъемлемой частью межевания, а владельцы недвижимости вносят в госреестр контактную информацию для обратной связи в случаях, когда могут быть затронуты их права и законные интересы, кадастровые инженеры ранее не могли использовать эти данные в работе », - говорит замглавы Федеральной Кадастровой палаты Марина Семенова.

В случае если адрес найти так и не удавалось, кадастровый инженер публиковал извещение в средствах массовой информации, например, в местной газете. По закону, извещения о проведении собрания должны быть вручены, направлены или опубликованы не позднее чем за тридцать дней до проведения собрания. Таким образом, не получивший извещение собственник в дальнейшем мог оказаться в весьма невыгодном положении: его интересы могли быть нарушены, а решать споры с соседями предстояло в суде.

Предотвратить подобную ситуацию помогает внесение контактных данных правообладателей земельных участков в ЕГРН. « Добавить почтовый или электронный адрес в ЕГРН стоит каждому правообладателю », – говорит замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова . Наличие контактов в ЕГРН предоставит собственнику возможность своевременно получать извещения о проводимых согласованиях при уточнении границ и действиях, косвенно связанных с его недвижимостью. Добавить свои контактные данные в сведения ЕГРН, чтобы всегда оставаться на связи, просто: достаточно подать соответствующее заявление в ближайшем офисе МФЦ.

Отсутствие возражений, равно как и отказ подписывать акт согласования, принимать извещение или контактировать после его получения, служат основаниями считать смежные границы участка официально согласованными. « Процедура согласования общих границ имеет большое значение для всех заинтересованных лиц. Добавление адреса в сведения ЕГРН позволит владельцу смежного участка вовремя получить уведомление о проведении собрания, а личное присутствие при замерах поможет предотвратить возможные ошибки при установлении границ », – говорит Марина Семенова.

Напомним, Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет урегулировать вопрос согласования общих границ земельных участков. Одно из положений предоставляет возможность гражданам узаконить в рамках проведения комплексных кадастровых работ фактически используемые земельные участки, если их площадь превышает площадь, указанную в ЕГРН. Узаконить фактически используемые «лишние» метры можно будет лишь в том случае, если участок используется в этих границах более 15 лет, на него нет посягательств со стороны соседей и претензий органов власти. Кроме того, площадь такого «увеличения» должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией, а в случае если такой минимальный размер не установлен – не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.

В настоящее время по данным Кадастровой палаты Иркутской области количество земельных участков, учтенных в государственном реестре недвижимости с границами, составляет около 75 процентов от общего количества земельных участков, внесенных в государственный реестр недвижимости.

25 сентября 2019 года в 10:00 часов по московскому времени состоится вебинар на тему: «Практические советы по изготовлению технического плана». 

Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету? Как определить площадь мансардного этажа? Чего не должно быть в разделе «Исходные данные»? Чем отличаются условные обозначения веранды и террасы? Как грамотно оформить «Заключение кадастрового инженера»? Честные ответы на эти и другие вопросы вы услышите в ходе вебинара Федеральной кадастровой палаты. В нашем обучающем материале содержатся и комментарии к нововведениям в подготовке технических планов. Но главное преимущество – у вас появится уникальная возможность задать экспертам любой вопрос о техническом плане.

26 сентября 2019 года в 10:00 часов по московскому времени состоится вебинар на тему: «Новое в оформлении жилых и садовых домов». 

На вебинаре вы узнаете о порядке и последствиях признания постройки самовольной. Кроме того, будут раскрыты новые полномочия органов местного самоуправления. Кадастровые инженеры получат достоверную информацию об уведомительном порядке строительства и реконструкции домов. Будут названы два новых основания для приостановления кадастрового учёта и регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома. Но главное – формат вебинара позволит вам получить ответы на любые вопросы о федеральных законах № 339 и №340.

Информация по данным вебинарам размещена на сайте https://webinar.kadastr.ru (Сайт «Лекции и вебинары для специалистов и не только»)

В разделе «Готовые, Видеолекции» данного Сайта размещена новая видеолекция на тему «Государственная кадастровая оценка. Первые итоги работы». Для доступа к информации необходимо зарегистрироваться.

Управление Росреестра по Иркутской области напоминает, что при покупке жилья за счет социальной выплаты участникам сделки следует составить договор купли-продажи. К оформлению таких договоров предъявляются определенные требования.

Документ в обязательном порядке должен содержать наименование, дату и сведения о месте его заключения. В договоре необходимо прописать информацию о сторонах сделки, с указанием достоверных сведений обо всех ее участниках (ФИО, адрес регистрации/проживания). В качестве покупателей по договору купли-продажи должны быть перечислены все лица, в отношении которых оформлено свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Также в документе должен быть определен предмет договора, с указанием достоверных сведений о приобретаемом жилье (кадастровый номер, адрес, площадь, этаж/этажность). 

Договор должен содержать сведения о возникающем праве собственности на приобретаемое жилье (размеры долей, общая совместная собственность у супругов) и информацию о порядке расчета, цене приобретаемого жилья (до/при/после подписания договора, до полной оплаты, за счет собственных средств/средств социальной выплаты).

Обязательными являются сведения о реквизитах лицевых счетов, о реквизитах свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (ФИО продавца, номер, дата).

Кроме того, в документе следует указать сведения об имеющихся ограничениях права собственности на приобретаемое жилье. Информацию об ограничении объекта недвижимости можно получить из выписки из Единого государственного реестра недвижимости. 

В случае, когда со стороны продавца участниками сделки выступают несовершеннолетние дети, а также если супруги при отсутствии брачного договора приобретают жилье в общую долевую собственность, договор купли-продажи подлежит нотариальному удостоверению. Такой документ составляется, удостоверяется и, при согласии сторон, представляется на регистрацию в Росреестр нотариусом самостоятельно в электронном виде. Права на недвижимость по нотариально удостоверенной сделке будут зарегистрированы Росреестром в течение одного дня. 

Жителям Иркутской области следует учитывать, что при покупке недвижимости в кредит с условием рассрочки платежа объект признается находящимся в залоге (ипотеке) у продавца. Обременение накладывается на недвижимость с момента передачи имущества покупателю и до его полной оплаты в целях обеспечения исполнения покупателем его обязанности по договору.

Управление Росреестра по Иркутской области также напоминает, что право собственности при гибели или уничтожении имущества прекращается, государственная регистрация перехода права собственности на такие объекты по договорам купли-продажи жилья, приобретаемого за счет социальной выплаты, не осуществляется.

Подать документы на государственную регистрацию прав жители региона могут в любом офисе государственных и муниципальных услуг «Мои документы» Иркутской области (МФЦ) или на сайте Росреестра. 

Получить консультацию по вопросам кадастрового учета и регистрации прав жители региона могут по телефонам «горячей линии» Управления: 89294310905 и 89294310978.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области

Подкатегории

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости