В настоящий момент налоговая служба, активно развивая сферу информационных технологий, переходит на новый уровень взаимодействия с налогоплательщиками. Теперь у граждан и субъектов бизнеса, обладающих компьютерной техникой и выходом в интернет, отсутствует необходимость лично посещать налоговый орган. Налогоплательщики всех категорий могут по любым вопросам общаться с налоговой службой на всех уровнях и получать всю необходимую информацию в электронном виде – через «Личные кабинеты налогоплательщика» и с помощью более 60 электронных сервисов и услуг на сайте ФНС России – www.nalog.ru. Имея электронную подпись, налогоплательщики могут сдавать отчетность по телекоммуникационным каналам связи. При этом по-прежнему сохраняется возможность направлять документы и делать запросы в налоговую инспекцию почтовым отправлением. Получить ответы на текущие вопросы можно в контакт-центре ФНС России, позвонив по телефону: 8-800-222-22-22 (звонок бесплатный).
В последние годы в Иркутской области, как и по всей стране, активно развивается сеть Многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг. Так, в Иркутском районе:
1.Большая Речка, ул.Труда, д.28
2.Горохово, ул.Школьная, д.15
3.Дзержинск, ул.Центральная, д1А
4.Карлук, ул.Школьная 1а
5.Листвянка, ул. Горького, дом 89
6.Максимовщина, ул.Сибирская, д.16А
7.Малое Голоустное, ул.Мира, д.25 А
8.Маркова, мкрн Березовый, 75
9.Молодежный, ул. Солнечная, 3
10.Никольск, ул.Черемуховая, 1а
11.Оек, ул.Кирова, д.91Д
12.Пивовариха, ул.Дачная, д.8
13.Ревякина, пер.Школьный,3
14.Смоленщина, ул. Трудовая, д. 12
15.Сосновый Бор, ул.Урожайная, 14
16.Урик, ул.Лунина,1
17.Усть-Куда, ул. Центральная, 8
18.Хомутово, ул.Колхозная, 135
19.Ширяева, ул.Специалистов,1
Жигалово
20.Жигалово, ул. Партизанская, д. 71
Качуг
21.Качуг, ул. Красной Звезды, д. 1
Качугский район
22.Манзурка, ул. Трактовая, д. 76
23.Харбатово, ул. Совхозная, д. 14
Ольхонский район
24.Бугульдейка, пер. Больничный, д. 7
25.Хужир, ул. Байкальская, д. 12
Еланцы
26.Еланцы, ул. Ленина, д. 48
В них граждане могут получить все информационные услуги, предоставляемые в налоговых инспекциях и на обособленных рабочих местах территориальных налоговых органов, например, получить налоговое уведомление на уплату имущественных налогов, сдать декларацию по форме 3-НДФЛ, заявить налоговые вычеты, получить справки об исполнении обязанности налогоплательщика (состоянии расчетов с бюджетом), подать заявление в отношении объектов имущества, в том числе о предоставлении льготы, подключиться к «Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц».
Предоставление услуг в электронном виде – основной вектор развития российской учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям у граждан и бизнеса появилась возможность напрямую обратиться в Росреестр. При этом исключено влияние человеческого фактора: заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий чиновника, а также не теряет времени на визит в офис. Особенно это важно для юридических лиц, в частности, компаний-застройщиков, которые подают на регистрацию прав большое количество пакетов документов одновременно.
В настоящее время на портале Росреестра доступны все базовые услуги ведомства – государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Получение услуг Росреестра в электронном виде имеет три преимущества по сравнению с «бумажным» способом: экономия времени, исключение человеческого фактора, сокращение затрат на госпошлину и плату за предоставление сведений. Заявитель не теряет времени на визит в офис, а может получить услугу в любое удобное время, находясь дома или на работе. Граждане и бизнес могут напрямую обратиться в Росреестр – заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий чиновника. При получении услуги в электронном виде размер платы и государственной пошлины для физических лиц сокращается на 30-50%.
Электронные услуги представляются экстерриториально. Поэтому они будут полезны тем, кто по какой-то причине не может зарегистрировать свою собственность на месте.
Получить услуги Росреестра в электронном виде можно в личном кабинете на официальном сайте ведомства.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области
В настоящее время действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок может быть снят с кадастрового учета. Такие обстоятельства возникли в связи с тем, что земельные участки являются особым видом недвижимости, к которым в отдельных случаях применяются исключительные правила гражданского оборота, предусмотренные земельным законодательством.
Одним из основных принципов земельного законодательства является использование и охрана земли исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, и одновременно, как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Немаловажным также является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных соответствующими законами. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Кадастровая палата разъясняет, что с учетом таких особенностей снятие с кадастрового учета земельного участка возможно только в определенных случаях, в частности:
- когда снимаются с учета исходные (преобразуемые) земельные участки (например, после объединения двух и более участков и др.). В данном случае, снятие осуществляется органом регистрации прав без заявления собственников.
- когда снимаются с учета так называемые «ранее учтенные» земельные участки. В этом случае, орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 года (ранее учтенный земельный участок) лишь в случае, если сведения о правообладателях таких объектов недвижимости отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). При этом соблюдается установленная правилами ведения ЕГРН процедура снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка.
- в случае принятия судом решения о снятии земельного участка с кадастрового учета,
- другие случаи, предусмотренные федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Законодателями предусмотрено, что до 2022 года в ЕГРН сохраняются сведения о земельных участках со статусом «временный». Лишь такие земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по заявлению собственника исходного (преобразованного) земельного участка.
При этом, временный характер сведений об образованных земельных участках сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости.
Если же до 1 марта 2022 года права собственности на «временные» земельные участки не будут зарегистрированы, эти объекты недвижимости будут исключены из ЕГРН органом регистрации.
В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Управление Росреестра по Иркутской области подвело итоги реализации целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» по доле приостановлений и отказов за январь - июнь 2019 года.
С января по июнь в Иркутской области доля приостановлений регистрации прав на недвижимость составила 0,84%, отказов – 0,33%. За аналогичный период 2018 года эти показатели составляли 1,46% и 0,65% соответственно. Напомним, согласно целевой модели к концу 2019 года доля приостановлений по регистрации прав должна составлять не более 5,5%, доля отказов – не более 0,95%. Таким образом, целевые значения по доле приостановлений и отказов при регистрации прав достигнуты Управлением Росреестра по Иркутской области намного раньше установленных сроков.
Доли приостановлений и отказов в учетно-регистрационной сфере являются ключевым критерием оценки доступности услуг Росреестра. Показатели включены в целевую модель по регистрации прав, утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации, направленную на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности регионов страны.
В целях снижения количества приостановлений и отказов при проведении учетно-регистрационных действий Управление Росреестра по Иркутской области взаимодействует с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Особое внимание ведомство уделяет развитию системы электронного межведомственного взаимодействия. Специалистами Управления регулярно проводятся семинары для представителей органов власти по получению услуг Росреестра в электронном виде.
Кроме того, на долю приостановлений и отказов значительное влияние оказывает качество приема документов на услуги Росреестра в офисах многофункционального центра «Мои документы» (полное и качественное консультирование о составе пакета документов, необходимых для получения услуги, а также правилах их оформления). Специалисты Управления ведут работу по обучению работников многофункциональных центров, а также информированию граждан о порядке получения услуг Росреестра, в том числе в офисах МФЦ.
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. В соответствии с распоряжением внедряются двенадцать моделей, определяющих действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России. К таким направлениям, в том числе, относятся кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество. В целевых моделях по регистрации прав и кадастровому учету учтены все шаги, с которыми предприниматели сталкиваются при приобретении и оформлении недвижимого имущества, а также основные потребности бизнеса. В том числе, моделями определена необходимость сокращения количества решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета с целью снижения административных барьеров.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Управление Росреестра по Иркутской области) подвело итоги реализации целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» по доле приостановлений и отказов за январь-июнь 2019 года.
С января по июнь в Иркутской области доля приостановлений при проведении кадастрового учета составила 4,01%, отказов – 1,34%. За аналогичный период 2018 года эти показатели были равны 7,47% и 3,88% соответственно. Напомним, целевой моделью установлено, что к концу 2019 года доля приостановлений по кадастровому учету от общего количества заявлений не должна превышать 17%, доля отказов – 9%. Таким образом, целевые значения по доле приостановлений и отказов при проведении кадастрового учета были достигнуты Управлением Росреестра по Иркутской области намного раньше установленных сроков.
Доли приостановлений и отказов в учетно-регистрационной сфере являются ключевым критерием оценки доступности услуг Росреестра. Показатели включены в целевую модель по кадастровому учету, утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации, направленную на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности регионов страны.
В целях недопущения необоснованных приостановлений кадастрового учета при Управлении действует апелляционная комиссия. В комиссии можно оспорить правомерность решений о приостановлении кадастрового учета. Также в рамках работы коллегиального органа проводится анализ допущенных кадастровыми инженерами ошибок, которые стали основанием для приостановления процедуры. Информация об ошибках направляется в саморегулируемые организации кадастровых инженеров. Это способствует повышению качества услуг в учетно-регистрационной сфере и снижению доли приостановлений кадастрового учета.
Избежать ошибок кадастровым инженерам позволяет использование сервиса Росреестра «Личный кабинет», который доступен на официальном сайте ведомства (www.rosreestr.ru). В «личном кабинете» специалист может подать на предварительную проверку документы, необходимые для кадастрового учета, и своевременно доработать их до подачи в орган регистрации прав.
Жители региона при выборе кадастрового инженера также могут ознакомиться с результатами профессиональной деятельности любого специалиста, работающего на территории Российской Федерации. Электронный сервис Росреестра «Реестр кадастровых инженеров» (https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki) позволяет узнать, сколько было принято решений о постановке на кадастровый учет, об отказе или устранении кадастровых ошибок в результате рассмотрения документов, подготовленных определенным кадастровым инженером.
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. В соответствии с распоряжением внедряются двенадцать моделей, определяющих действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России. К таким направлениям, в том числе, относятся кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество. В целевых моделях по регистрации прав и кадастровому учету учтены все шаги, с которыми предприниматели сталкиваются при приобретении и оформлении недвижимого имущества, а также основные потребности бизнеса. В том числе, моделями определена необходимость сокращения количества решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета с целью снижения административных барьеров.
По информации Управления Росреестра по Иркутской области
Федеральная кадастровая палата в связи с увеличением количества запросов от граждан по теме кадастровой оценки запускает проект по повышению информирования владельцев недвижимости. Во всех регионах будут подготовлены инструкции и разъяснения о проведении государственной кадастровой оценки, формировании кадастровой стоимости и порядке ее оспаривания.
Что такое кадастровая стоимость
Кадастровая стоимость недвижимости – это стоимость, установленная в процессе государственной кадастровой оценки. Важно понимать, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не является константой: она может изменяться, так как ее расчет основан на широком спектре характеристик объекта недвижимости – это его технические параметры, местоположение, развитость инфраструктуры, наличие коммуникаций и так далее. Соответственно, изменение каких-либо характеристик объекта влияет на его кадастровую стоимость.
Что такое государственная кадастровая оценка (ГКО)
Объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации являются объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие уникальную ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
Объекты культурного наследия подразделяются по видам:
памятники - отдельные постройки, здания, сооружения, в том числе религиозного назначения, произведения монументального искусства, объекты археологического наследия;
ансамбли - группы памятников, строений сооружений, фрагменты исторических застроек, объекты археологического наследия;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, природные ландшафты, объекты археологического наследия, места совершения религиозных обрядов, места массовых захоронений жертв политических репрессий, религиозно-исторические места.
Объекты культурного наследия могут быть федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения.
В целях сохранности для каждого объекта культурного наследия устанавливаются границы территории. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью. В пределах территории объекта культурного наследия определяется особый режим использования.
В настоящее время Филиалом кадастровой палаты по Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах 348 территориях объектов культурного наследия, в том числе 220 федерального значения, и 128 регионального значения. По земельным участкам, расположенным в границах данных территорий, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об особом режиме их использования.
Особый режим использования земельного участка, а также требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регламентируется федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Управление Росреестра по Иркутской области фиксирует значительный рост количества обращений граждан за внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о невозможности совершения сделок с недвижимостью без личного участия собственника. Ежедневно ведомство принимает порядка 100 – 130 заявлений на внесение такой записи в ЕГРН, в то время как до июля 2019 года от жителей региона поступало около 3 – 5 заявлений в неделю.
Ажиотаж связан с желанием собственников обезопасить себя от новой мошеннической схемы завладения недвижимостью, когда переоформление прав на недвижимость проводится от лица собственника по полученной незаконным путем электронной подписи.
Между тем ведомство напоминает, что в ряде случаев владельцу недвижимости будет отказано во внесении такой записи.
«Обратиться с заявлением может собственник недвижимости или его законный представитель. Соответственно сведения об объекте должны содержаться в ЕГРН и право собственности на объект обязательно должно быть зарегистрировано. Также нет необходимости повторно обращаться в ведомство для внесения в ЕГРН записи о невозможности совершения регистрационных действий без личного участия собственника. Отметка является бессрочной. Это значит, что она будет действовать до тех пор, пока у объекта недвижимости не сменится владелец, или в Росреестр не поступит судебный акт, обязывающий погасить данную запись. Кроме того, запись может быть погашена по желанию собственника», - поясняет начальник отдела регистрации недвижимости № 1 Управления Росреестра по Иркутской области Бэлла Апханова.
Заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия его собственника можно подать при личном обращении в офис многофункционального центра «Мои документы». Срок внесения записи в ЕГРН – не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления в Росреестр. Услуга оказывается ведомством бесплатно.
Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав лицом, не являющимся собственником объекта недвижимости (законным представителем собственника). В частности, эта мера обезопасит от мошеннических операций с недвижимостью, совершаемых по доверенности или с использованием электронных сервисов.
Отметка о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя отражается в выписке из ЕГРН.
Наличие в ЕГРН указанной отметки не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и иных случаях, установленных федеральными законами.
Ирина Кондратьева,
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области
Управление Росреестра по Иркутской области подвело итоги участия ведомства в реализации федерального закона № 280-ФЗ об устранении противоречий в государственных реестрах (так называемого закона «о лесной амнистии») по состоянию на начало июля 2019 года. За время действия закона под «лесную амнистию» попало более 5 тысяч земельных участков.
В компетенцию Росреестра при реализации закона «о лесной амнистии» входит применение статьи 60.2 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации), введенной законом № 280-ФЗ. В частности, на основании статьи 60.2 Закона о регистрации Управление Росреестра по Иркутской области в плановом порядке проводит работу по выявлению и устранению в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) пересечений границ лесных участков между собой или с границами земельных участков других категорий земель, также выявляются и исключаются из ЕГРН дублирующие сведения о лесных участках. По инициативе Управления Росреестра по Иркутской области при самостоятельном выявлении и исправлении реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, а также приведении в соответствие сведений ЕГРН, в Едином реестре недвижимости исправлены сведения в отношении 2 439 земельных участков.
Согласно статье 60.2 Закона о регистрации, при выявлении пересечений с лесным фондом заинтересованные лица могут обращаться с заявлением напрямую в Росреестр. В этом случае, если границы лесного участка внесены в ЕГРН, Росреестр самостоятельно, без взимания платы с заявителя, устраняет пересечения границ участков в ЕГРН.
«Правообладателю необходимо сначала обратиться к кадастровому инженеру. Специалист подготовит межевой план, в котором сделает отметку о применении закона № 280-ФЗ. С этим документом и заявлением о кадастровом учете изменений описания местоположения границ необходимо обратиться в любой офис МФЦ. При наличии правовых оснований для участка будет установлен приоритет сведений ЕГРН. За время действия закона № 280-ФЗ в Управление поступило 516 заявлений об осуществлении учетно-регистрационных действий, подпадающих под применение статьи 60.2 Закона о регистрации, из которых по 483 заявлениям приняты положительные решения: проведены кадастровый учет и регистрация прав, в результате чего в ЕГРН устранены пересечения границ земельных участков с границами лесных участков», - поясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Иркутской области Светлана Артамонова.
Также в Иркутской области продолжает действовать межведомственная рабочая группа по вопросам приведения в соответствие данных государственного лесного реестра (ГЛР) и данных Единого государственного реестра недвижимости. За время действия закона № 280-ФЗ в отношении 2434 земельных участков рабочей группой приняты решения об исключении из ГЛР площади их пересечения с участками лесного фонда.
Закон 280-ФЗ вступил в силу 11 августа 2017 года. Его применение направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда. В частности, Закон защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами лесных участков. Закон также защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Документ установил приоритет сведений ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволило сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами.
Ирина Кондратьева,
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области
19 июля в Управлении Росреестра по Иркутской области прошло заседание коллегии под председательством руководителя ведомства Виктора Жердева. Участие в мероприятии приняли заместители руководителя, начальники и заместители начальников отделов Управления.
В ходе коллегии были озвучены предварительные итоги работы ведомства в 2019 году. Как сообщила заместитель руководителя Управления Оксана Арсентьева, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первом полугодии зафиксирован небывалый рост показателей учетно-регистрационной сферы. Так, количество регистрационных действий увеличилось на 53%. Количество объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, выросло практически на 38%. В 2,5 раза популярнее стали электронные услуги Росреестра в Иркутской области. Значительно ведомству удалось уменьшить долю приостановлений и отказов при проведении кадастрового учета и регистрации прав и с изрядным опережением не просто достигнуть показателей целевых моделей по данным направлениям, а перевыполнить их.
Заместитель руководителя Управления Лариса Варфоломеева в своем докладе отметила возросшую роль муниципального земельного контроля. Количество поступивших в Управление материалов о нарушениях земельного законодательства, выявленных органами муниципального земельного контроля, увеличилось на 59%. Управлением за отчетный период было проведено порядка 1,3 тысячи проверок земельных участков. Общая сумма штрафов за несоблюдение земельного законодательства превысила 11 миллионов рублей.
В 2019 году на 21% больше обращений поступило в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении. Отмечается увеличение количества заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Также Лариса Михайловна озвучила итоги реализации Закона 280-ФЗ («лесная амнистия»). В результате проделанной ведомством работы в первом полугодии 2019 года площадь земельных участков с категорией «земли лесного фонда» в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) уменьшилась на 191 924 га. Всего же за период действия закона – более чем на 14 миллионов га.
Кроме того, на коллегии были обобщены результаты взаимодействия Управления с саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров, озвучен анализ обращений граждан и юридических лиц, поступивших в Управление через ведомственный центр телефонного обслуживания, подведены итоги деятельности Управления по предоставлению сведений ЕГРН за первое полугодие 2019 года.
«Нашей общей целью по-прежнему остается повышение качества и обеспечение удобства получения услуг Росреестра. Коллегия не просто позволяет подвести промежуточные итоги, но и увидеть вектор дальнейшего развития ведомства, скорректировать работу там, где это необходимо, сформировать единый подход к решению стоящих перед нами задач», - подчеркнул руководитель Управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев.
В конце заседания коллегия признала работу Управления Росреестра по Иркутской области за первое полугодие 2019 года удовлетворительной.
Ирина Кондратьева,
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.