Отделение Пенсионного фонда по Иркутской области информирует студентов и школьников, планирующих работать в летний период, о том, что даже временное трудоустройство должно быть официальным, с оформлением срочного трудового договора. Это позволит уже в молодом возрасте начать формировать пенсионные права, и ко времени завершения трудовой деятельности «накопить» длительный страховой стаж и большое количество пенсионных баллов. Страховой стаж и пенсионные баллы, в свою очередь, непосредственно влияют на размер дальнейших выплат.
Для заключения официального трудового договора и формирования будущих пенсионных прав необходимо зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования и получить СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде). В настоящее время СНИЛС выдается в режиме реального времени, гражданину достаточно разово обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства или МФЦ.
Важно! Школьники и студенты, получающие федеральную социальную доплату к пенсии по инвалидности и по потере кормильца, а также компенсационную выплату по уходу за пенсионером старше 80 лет или инвалидом 1 группы, обязаны проинформировать Пенсионный фонд об устройстве на работу и прохождении оплачиваемой практики.
Чтобы сообщить о начале трудовой деятельности и приостановить выплаты, необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с паспортом, страховым свидетельством, трудовым договором/трудовой книжкой (или любым другим документом, подтверждающим факт трудоустройства). Если этого не сделать, в дальнейшем необходимо будет вернуть суммы переплат, полученные в период трудоустройства. После завершения периода работы необходимо прийти в Пенсионный фонд для возобновления положенных выплат – с паспортом, СНИЛСом и документом, свидетельствующим о прекращении трудовой деятельности.
Отделение Пенсионного фонда по Иркутской области напоминает, что неработающие пенсионеры, получатели страховых пенсий по старости или инвалидности, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, один раз в два года имеют право получить компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в виде возмещения затрат на самостоятельно купленные билеты, а также в виде талонов на получение проездных документов.
При обращении в ПФР за компенсацией фактически произведенных расходов пенсионеру нет необходимости предъявлять документ, который подтверждал бы его пребывание в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха. Таким образом, для получения компенсации пенсионеру достаточно подать в ПФР лишь заявление с указанием места отдыха и приложить к нему проездные документы.
Для получения проездных документов (талонов), обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, необходимо документальное подтверждение предстоящего пребывания пенсионера в месте отдыха. Им может являться любой документ, выданный пенсионеру организацией, оказывающей услуги по организации отдыха (санаторий, профилакторий, пансионат, дом отдыха, туристическая база, туристическое агентство), иной организацией или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, родственником пенсионера, иным физическим лицом, и содержащий сведения о пенсионере (фамилия, имя, отчество), адресе места отдыха пенсионера и периоде его предстоящего нахождения в данном месте отдыха.
Компенсация стоимости проезда производится в размере, не превышающем стоимость проезда:
• железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
• внутренним водным транспортом – в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
• морским транспортом – в каюте IV – V групп морского судна регулярных транспортных линий;
• воздушным транспортом – в салоне эконом-класса;
• автомобильным транспортом – в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
В 2017 году 13 812 пенсионеров-северян смогли отдохнуть в разных концах России, возместив расходы на дорогу в органах Пенсионного фонда. Общая сумма выплаченных им средств составила 188,8 млн рублей. Средний размер компенсационной выплаты – 13 670 рублей.
Сегодня Международный день памяти жертв и ликвидаторов радиационных катастроф. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции – крупнейшая катастрофа в истории атомной энергетики.
32 года назад представители Иркутской области вместе со всей страной принимали посильное участие в ликвидации последствий техногенной катастрофы.
В настоящее время в Иркутской области проживают 824 человека, пострадавших в результате радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС, все они получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты через территориальные органы Пенсионного фонда. Из них: 622 ликвидатора последствий аварии, 92 являются инвалидами вследствие лучевой болезни, 24 эвакуированы (выехали добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, 86 детей в возрасте до 18 лет (дети первого и последующих поколений перечисленных категорий граждан).
Кроме того, в Приангарье проживают 102 человека, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, 75 подверглись воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также 35 граждан из подразделений особого риска.
Граждане, пострадавшие вследствие радиационных катастроф, имеют право на определенные меры социальной поддержки со стороны государства. В частности, для «чернобыльцев» предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также установление двух пенсий и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).
Право на назначение досрочной пенсии по старости напрямую зависит от статуса лица, пострадавшего в результате Чернобыльской аварии. Так, для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986–1987 гг., возраст выхода на пенсию уменьшается на 10 лет; для принимавших участие в указанных работах в 1988–1990 гг. – на 5 лет. Кроме этого, необходимым условием является наличие трудового стажа не менее 7 лет.
1 мая в России отмечается День весны и труда – праздник с богатой и интересной историей, который празднуют во многих странах. Труд – это не только обязанность, но и право каждого человека. При этом только легальная занятость гарантирует работающему человеку формирование его пенсионных прав на протяжении всей трудовой деятельности. Кроме того, официальное трудоустройство дает право на другие социальные гарантии: полноценную оплату больничных, отпусков и т.д.
Право на страховую пенсию по старости на общих основаниях возникает в том случае, если одновременно выполняются следующие условия: возраст – 60 лет (для мужчин), 55 лет (для женщин); минимальный страховой стаж в 2018 году – 9 лет с последующим ежегодным увеличением на один год до 15 лет в 2024 году; минимальная сумма пенсионных баллов в 2018 году – 13,8 балла с последующим ежегодным увеличением на 2,4 балла до 30 баллов в 2025 году.
Пенсионные баллы формируются только с официальной («белой») зарплаты. Каждый работодатель должен своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за всех своих сотрудников, а каждый работающий гражданин имеет право контролировать процесс уплаты.
У каждого гражданина есть возможность ознакомиться со сведениями индивидуального лицевого счета в «Личном кабинете» на сайте Пенсионного фонда. Эти сведения сформированы на основе данных работодателей. Если какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, можно дополнить свой лицевой счет недостающими сведениями, обратившись в клиентскую службу ПФР с подтверждающими документами.
Также получать выписку о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде можно любым другим удобным способом:
- через Единый портал госуслуг
- в кредитном учреждении (банк)
- в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
- в клиентской службе Пенсионного фонда (один раз в год).
Еще один электронный сервис стал доступен жителям Приангарья в «Личном кабинете гражданина» на сайте Пенсионного фонда.
В настоящее время в постоянную эксплуатацию введен сервис подачи заявления на получение дубликата свидетельства обязательного пенсионного страхования в электронном виде (в формате pdf).
Для получения электронного варианта свидетельства необходимо зайти в «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР. В разделе «Индивидуальный лицевой счет» выбрать услугу «Подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства» и далее выполнить условия программы. Сформированный сервисом дубликат свидетельства можно сразу распечатать с сайта или получить на электронную почту.
Если утерян оригинал свидетельства, на котором указан страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), дубликат станет равноценной заменой скана страхового свидетельства, который требуют по месту работы, в медицинских, образовательных учреждениях.
Чтобы получить дубликат свидетельства в виде привычной «зеленой карточки», нужно обратиться с паспортом в любую клиентскую службу Пенсионного фонда (здесь выдадут свидетельство в режиме реального времени, в момент приема) или в МФЦ. Для ускорения процесса можно захватить распечатанный с сайта электронный дубликат СНИЛС.
Напомним, все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Ключевые услуги ПФР в электронной форме также можно получить через бесплатное мобильное приложение ПФР, доступное для платформ iOS и Android.