Кому теперь не нужно сдавать декларацию по НДФЛ, кто освобожден от уплаты налога и как получить налоговые вычеты, рассказывает начальник Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области Наталья Зарецкая.
- Наталья Борисовна, какие особенности у нынешней декларационной кампании?
- Во-первых, в случае продажи в 2021 году недвижимого имущества (жилого дома, земельного участка, квартиры) с суммарной стоимостью до 1 млн рублей и иного имущества (гаража, транспортного средства) – до 250 тыс. рублей, налогоплательщику больше не нужно сдавать декларацию 3-НДФЛ. При этом по-прежнему нужно учитывать, что при продаже цена объекта недвижимости для целей налогообложения не должна быть ниже 70% его кадастровой стоимости.
Во-вторых, семьи с двумя и более детьми при соблюдении ряда условий освобождаются от уплаты НДФЛ с 2021 года при продаже жилых объектов независимо от того, сколько времени они находились в собственности. Данная льгота предусмотрена для семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, либо до 24 лет - обучающихся очно. Возраст детей определяется на дату государственной регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю. Данное нововведение распространяется и на случаи, когда доход от продажи имущества получает несовершеннолетний ребенок из указанной семьи.
- Все семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога, или существуют ограничения?
- Продав жилье, семья должна до 30 апреля следующего за продажей года приобрести другую недвижимость с улучшением жилищных условий (по площади или стоимости). То есть до этой даты должна состояться или государственная регистрация права собственности на жилье, приобретенное по договору купли-продажи, или при приобретении нового жилья по договору об участии в ЖСК или в долевом строительстве – полная оплата нового объекта.
И еще два условия получения освобождения: кадастровая стоимость проданного помещения не превышает 50 млн рублей, а на дату продажи супругу, супруге, детям не должно принадлежать более 50% доли на другое жилое помещение большей площади.
- Кто в этом году обязан предоставить 3-НДФЛ?
- Граждане, продавшие в 2021 году недвижимое имущество (жилые дома, земельные участки, квартиры) на сумму более 1 млн рублей, находившееся в собственности меньше минимального (3 года) срока владения, а также иное имущество (гаражи, транспорт и др.) – на сумму более 250 тыс. рублей. В этом году им нужно отчитаться о полученных доходах не позднее 4 мая. В число тех, кому необходимо подать в налоговую службу декларацию 3-НДФЛ, также входят получатели дорогих подарков не от близких родственников, граждане, выигравшие в лотерею более 4 тысяч рублей, а также не зарегистрированные в качестве самозанятых арендодатели, няни, сиделки, репетиторы и другие лица, оказывающие услуги, получившие доход. Уплатить НДФЛ, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2022 года.
Обращаем внимание, что ограничение срока предоставления декларации не распространяется на тех, кто желает только получить налоговые вычеты. Направить декларацию они могут в любое время в течение года.
- Наталья Борисовна, на что бы вы еще обратили внимание наших читателей?
- В случае продажи земельного участка следует учесть, что срок нахождения в собственности земельных участков, образованных в результате раздела, исчисляется с даты государственной регистрации права на них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При продаже физическими лицами по одному договору купли-продажи объекта недвижимого имущества, находящегося в их общей долевой собственности, имущественный налоговый вычет в размере 1 млн рублей распределяется между собственниками пропорционально доле в праве собственности, а не предоставляется в этой сумме каждому собственнику.
В случае расчетов между физическими лицами договор купли-продажи или акт приема-передачи объекта имущества, например, транспортного средства, может быть применим в качестве платежного документа, подтверждающего фактически произведенные покупателем расходы (при наличии в нем информации о факте уплаты денежных средств).
Расходы на ремонт приобретенной на вторичном рынке квартиры, произведенные налогоплательщиком, не являются расходами, связанными с приобретением квартиры, и не уменьшают доходы, полученные от ее продажи.
При приобретении объектов недвижимого имущества у взаимозависимых лиц (супруги, родители, дети, братья, сестры, опекуны, попечители и подопечные) имущественный налоговый вычет по НДФЛ не предоставляется.
- Есть ли особенности при заявлении социальных вычетов по расходам на медицинские услуги и добровольное страхование жизни?
- Налоговый вычет по расходам на лечение предоставляется налогоплательщикам за тот налоговый период, в котором произведены такие расходы. Обратите внимание: в справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы должен указываться код услуги, оказанной медицинским учреждением (для дорогостоящего лечения - код «2»).
В случае заявления налогового вычета по расходам на добровольное страхование жизни необходимо представить договор долгосрочного страхования жизни, который должен быть заключен на срок не менее 5 лет, а выгодоприобретателями по договору добровольного страхования жизни могут выступать только сам налогоплательщик либо члены его семьи и близкие родственники.
- Как можно получить налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги?
- С 1 января 2022 года налогоплательщики могут получить налоговый вычет по НДФЛ в части расходов на физкультурно-оздоровительные услуги. При этом вычет не должен превышать 120 тыс. рублей за год в совокупности с другими социальными вычетами. Гражданин может учесть расходы на собственное оздоровление и оздоровление своих несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных) и подопечных.
Получить такой вычет можно, если виды физкультурно-оздоровительных услуг и организация или индивидуальный предприниматель, их оказывающие, включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством и Министерством спорта Российской Федерации. Вычет можно заявить как в налоговом органе по месту жительства, так и через работодателя. В налоговый орган нужно представить декларацию по форме 3-НДФЛ по окончанию налогового периода, приложив подтверждающие документы - копии договора на предоставление физкультурно-оздоровительных услуг и платежные документы. У работодателя же можно получать вычет быстрее - в течение текущего года.
- Каким образом можно представить налоговую декларацию?
- Форма декларации 3-НДФЛ за 2021 год утверждена приказом ФНС России от 15.10.2021 №ЕД-7-11/903@. Ее нужно подать в налоговый орган по месту своего учета. Значительно сэкономить время при заполнении налоговой декларации позволяет программа «Декларация 2021», которая размещена на сайте ФНС www.nalog.gov.ru. Пользователи «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» могут заполнить и направить в инспекцию декларацию в электронном виде с помощью данного ресурса.
Заполнение платежных документов при уплате госпошлин требует особого внимания. В платежном документе необходимо указать свои реквизиты и реквизиты госоргана, который администрирует пошлину, а также КБК и другие данные о платеже.
Значительно упростить процесс заполнения платежного документа позволяет электронный сервис на официальном сайте ФНС России «Уплата госпошлины» в составе группы сервисов «Уплата налогов и пошлин». Сервис максимально автоматизирован и оснащён подсказками. С его помощью можно сформировать платежный документ на уплату всех видов пошлин, администрируемых налоговыми органами, распечатать его или перейти к уплате.
Он ориентирован на конкретную категорию плательщика и расположен в каждом из соответствующих разделов: «Физическим лицам», «Индивидуальным предпринимателям» и «Юридическим лицам». В зависимости от выбранного раздела автоматически определяются статус плательщика и виды пошлин, подлежащих уплате.
Порядок заполнения платежных документов при переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
В целях оперативного мониторинга экономической и социальной ситуации в УФНС России по Иркутской области действует региональный ситуационный центр, в состав которого входят представители налоговой службы, министерств финансов и экономического развития Иркутской области, регионального Управления Федерального казначейства и Иркутской таможни. Подобные центры созданы в каждом регионе с целью сбора и агрегирования информации, поступающей от территориальных налоговых органов о рисках возникновения экономических и социальных проблем, а также анализа налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Центр еженедельно осуществляет мониторинг имеющейся в распоряжении налоговых органов информации на основе отчетных данных и обращений налогоплательщиков, которые могут сообщить в инспекцию по месту регистрации (учета) об имеющихся у них проблемах. В частности, например, о снижении доходов от реализации товаров и услуг, в связи со снижением спроса на рынке, и последствиях – вынужденном снижении заработной платы работникам, увольнении, возникающих убытках и задолженности перед контрагентами, проблемах с уплатой налогов и иных последствиях.
Ситуационные центры взаимодействуют на федеральном и региональных уровнях. Осуществляется обмен информацией с региональными министерствами, казначейством, таможней и бизнес-сообществом по экономической и социальной ситуации, а также по вопросам поступления доходов в бюджет, что позволит предпринимать оперативные меры, направленные на выработку эффективных способов поддержки налогоплательщиков всех категорий.
Обратиться с сообщением в Региональный ситуационный центр УФНС России по Иркутской области можно через территориальные налоговые органы (инспекции) на местах, а также в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, через «Личный кабинет налогоплательщика», или воспользовавшись электронным сервисом «Обратиться в ФНС» (выбрав налоговый орган, где налогоплательщик состоит на учете) на сайте налоговой службы – www.nalog.gov.ru.
Справки по тел: +7 3952268664
С нынешнего года налогоплательщики, ранее заявлявшие имущественные налоговые вычеты в связи с расходами на приобретение жилья или уплату процентов по кредитам и займам на соответствующие цели, право на получение которых возникло с 2020 года, в последующие годы могут воспользоваться упрощенным порядком их получения. Данная процедура доступна пользователям «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц».
Первый год налогоплательщик подает декларацию о полученных доходах по форме 3-НДФЛ и все необходимые подтверждающие документы. Если у него остается неиспользованный остаток имущественного вычета, переходящий на последующие налоговые периоды, налоговая служба автоматически проведет проверку всех условий его предоставления и сформирует в «Личном кабинете» предзаполненное заявление. Гражданину нужно будет его подписать электронной подписью, которую он может получить в этом же сервисе, и направить в налоговую инспекцию.
Заявление будет сформировано после получения налоговой службой сведений о доходах физических лиц за предыдущий год от налоговых агентов (по сроку не позднее 1 марта). Предзаполненные заявления будут размещены в «Личных кабинетах налогоплательщиков» к 21 марта. Более никаких документов (в том числе декларацию 3-НДФЛ) подавать не нужно.
Таким образом, для получения неиспользованного остатка имущественного вычета гражданину нужно представить декларацию или предзаполненное заявление. Срок камеральной проверки декларации – три месяца, предзаполненного заявления - сокращен до одного месяца.
Федеральная налоговая служба в связи с проведением отраслевого проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках сообщает, что Правительством Российской Федерации внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки, предусматривающие изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», в части сокращения перечня исключений, позволяющих организациям и индивидуальным предпринимателям осуществлять расчеты на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах без применения контрольно-кассовой техники.
Вышеуказанные поправки предусматривают сохранение льготы неприменения контрольно-кассовой техники только для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН) при торговле продовольственными товарами на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах с торговых мест площадью не более 15 кв. м. (включая места для хранения товара).
При этом обращается внимание, что согласно требованиям части 5 статьи 346.2 и части 3 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации переход на уплату ЕСХН осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно путем подачи в налоговые органы уведомления о переходе на ЕСХН, которое необходимо подать в налоговый орган в срок до 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН.
1. Что такое налоговое уведомление и как его исполнить
Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым не удержан НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомления для уплаты налогов.
Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (с изменениями) и включает сведения для оплаты указанных в нем налогов (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).
Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 11.11.2019 № ММВ-7-21/560@)
Налоговое уведомление за налоговый период 2020 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 1 декабря 2021 года.
2. Основные изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2021 года
Налоговые уведомления, направленные в 2021 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2020 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:
1) по транспортному налогу
- при расчете налога применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2020 год, размещенный на сайте Минпромторга России https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2020_god (в новый Перечень дополнительно включены такие марки и модели автомобилей, как Mazda CX-9, Honda Pilot, Chrysler Pacifica, Jeep Wrangler, Jeep Grand Cherokee, Subaru Outback 2.5i-S ES Premium ES и WRX STI Premium Sport);
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/).
2) по земельному налогу
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/);
- применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2020 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
3) по налогу на имущество физических лиц
- для расчета налога за налоговый период 2020 года во всех регионах (кроме г. Севастополь) применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, при этом для исчисления налога использованы понижающие коэффициенты:
0.2 – для 10 регионов (Республики Алтай, Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
0.4 (в 2020 году был 0.2) – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 70 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
0.6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости - применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (городов федерального значения) по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/);
- применены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу с 2020 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
3. Почему в 2021 году изменились налоги на имущество
Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или, обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.
Транспортный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/);
2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2020 года;
3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).
Земельный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/);
2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).
Налог на имущество физлиц. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) рост коэффициента к налоговому периоду. В частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 9 регионов (Республики Алтай, Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области). В 4 регионах (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2020 г. – 0,2). В 7 регионах третьего года применения кадастровой стоимости (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край) коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2020 г. – 0,4);
2) изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
3) изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения). С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/).
4. Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении
Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
- по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;
- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.
С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
5. Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении
Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.
Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.
Транспортный налог
Освобождение от уплаты налога предусмотрено только на региональном уровне – законами субъектов Российской Федерации для определенных льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Земельный налог
Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельных участков.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Налог на имущество физлиц
Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn38/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Если ранее заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ.
6. Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация
Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.
Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:
1) для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;
2) для иных лиц: посредством личного обращения в любой налоговый орган либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).
При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).
Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.
7. Что делать, если налоговое уведомление не получено
Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.
При этом налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:
1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;
2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.
В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговую инспекцию либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления за истекший налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@).